{fig.1}
Важной темой последних месяцев стал «тектонический сдвиг» (термин UBS), в рамках которого Китай превращается из страны со стабильным профицитом текущего счета в страну с его стабильным дефицитом. То есть в перспективе Поднебесная может стать новыми США.
Как так получилось?
За последние три года профицит торгового баланса страны сократился на треть: cо $150 млрд в 2015 году до $100 млрд в 2018, что и стало официальной причиной торговой войны между США и Китаем. Дело в том, что раньше Поднебесная накапливала сбережения, которые инвестировала (в том числе) в госдолг США, но теперь китайцы и сами начинают вести себя довольно расточительно, претендуя на звание главного мирового потребителя. Уже в прошлом году вклад внутреннего потребления в ВВП Китая (свыше 70%) превысил аналогичный показатель США. Поэтому по мере роста благосостояния жителей Поднебесной, они продолжат все больше тратить дома и все меньше инвестировать в зарубежные активы.
{fig.2}
Что это означает для всего мира и других развивающихся стран (EM)?
Трансформация Китая в страну, экономика которой основана на потреблении, имеет гигантское значение для всего мирового финансового рынка. Она повлияет на всех: от покупателей облигаций Казначейства США до инвесторов в развивающиеся страны.
Из-за появления в Поднебесной общества потребления деньги китайцев становятся все менее доступными для инвестирования, что делает Китай все борее зависимым от притока иностранного капитала. Поэтому слабая динамика активов развивающихся стран в 2018 году объясняется не только ростом доллара, но и непропорционально большим перетоком капитала из стран EM на рынок акций и облигаций Китая.
Сколько денег Китай «отнял» у других стран EM в прошлом году?
По данным Института международных финансов (IIF), в прошлом году на долю Поднебесной пришлись целых 75% портфельных инвестиций нерезидентов на рынках EM (против 28% годом ранее). По прогнозу этой же организации, в 2019 году этот показатель составит 70%.
В одном только втором квартале 2018 года чистый приток портфельных инвестиций в Китай составил $61 млрд (в три раза выше среднего значения за предыдущие четыре года) против оттока в $45 млрд со всех развивающихся рынков, зафиксированного по итогам полного 2018 года. Таким образом, в ближайшие годы главным конкурентом развивающихся стран за иностранный капитал будет не столько развитый мир, сколько Поднебесная. Поэтому даже широко ожидаемое инвестиционным сообществом снижение курса доллара может мало чем помочь валютам и активам стран EM, включая Россию.
Эксперты Goldman Sachs пишут о том, что Китай продолжает активную рекламную кампанию, направленную на популяризацию своих финансовых инструментов. Одно из важнейших событий в этом смысле произойдет в апреле, когда китайские бонды, скорее всего, будут включены в Bloomberg Barclays Global Aggregate Index.
Сколько денег нерезиденты инвестируют в китайские активы в ближайшие годы?
По данным Morgan Stanley, в настоящий момент нерезиденты владеют всего 8% китайских суверенных облигаций, менее чем 2% корпоративных бондов и 2.6% акций. Эти показатели очень низки по сравнению с соседними странами, вроде Тайваня и Южной Кореи, где иностранцам принадлежат 35-40% всего рынка акций.
По прогнозу банка, в этом году приток иностранного капитала в суверенные бонды Поднебесной составит $80-100 млрд (против среднего значения в $35 млрд в период с 2015 по 2018 годы), а в 2020-2030 годы — и вовсе $120 млрд в год.
Эксперты Morgan Stanley полагают, что в ближайшие 5-10 лет это неминуемо приведет и к росту доли юаня в резервах мировых центробанков с текущих 2.5% до 5-10% (в банке оценивают ежегодный приток капитала от этих операций в $40 млрд).
Ожидается, что приток капитала на рынок акций Поднебесной в этом году составит рекордные $70-125 млрд.
По теме:
Bank of America: ставка на развивающиеся страны является очень опасной