Бумы и спады вполне привычны для российской экономики, но теперь ей грозит нечто новое то, с чем президенту Владимиру Путину еще не приходилось сталкиваться за все время своего правления. Это стагнация. Россия неплохо держалась на доходах от продажи нефти, которые направлялись на стимулирование внутреннего спроса и потребления, однако эта модель роста себя изжила и теперь экономика крупнейшего в мире экспортера энергоносителей, быстро сбрасывает обороты без дополнительных инвестиций. После двух десятилетий роста с перерывами на две рецессии Россия не знает, как ей выбраться из тупика. Путин уже объявил о том, что будет участвовать в президентских выборах. В случае победы, по срокам пребывания у власти он догонит Иосифа Сталина и перегонит Леонида Брежнева, чье правление уже стало синонимом экономического застоя.
По теме: Credit Agricole: Путин победит на выборах, но рубль проиграет
По теме: В «Москва-Сити» снова пришли арендаторы, но не те, кого ждали
По теме: Банк России констатирует рост рисков более слабого роста ВВП и по-прежнему не верит в нефть
Экономика начла расти послед двухлетнего спада, однако в прошлом квартале восстановление снова захлебнулось. В третьем квартале темпы роста инвестиций сократились вдвое по сравнению с предыдущим периодом, при этом аналитики Альфа-банка отмечают, что в этом году 90% всех инвестиций в основные средства обеспечили три крупных государственных проекта. Один из них – Крымский мост, который планируется достроить в начале следующего года. «Экономике не на чем расти, не хватает ресурсов», - отмечает Олег Вьюгин, российский банкир и государственный деятель, бывший заместитель председателя Центрального банка. «Если ничего не предпринимать, мы застрянем в этом состоянии лет на десять». Причин множество: от жесткой фискальной политики до медленных реформ и сокращения нефтедобычи до конца 2018 года. В адрес Центробанка тоже летят упреки, поскольку его скупость на монетарные стимулы сделала реальную процентную ставку в России самой высокой в Европе – несмотря на рекордно низкую инфляцию.
«Процесс восстановления экономики в России завершился, хотя на первый взгляд так не кажется, поскольку зарплаты все еще ниже докризисных уровней. Рост будет вялотекущим. В прошлом квартале темпы экономической экспансии снизились, вернув экономику ближе к потенциалу, при этом свободных мощностей, способных подбросить ее выше трендовых значений, почти не осталось. Возможно, она немного разгонится при высоких ценах на нефть, но этого не достаточно, чтобы переломить ситуацию», - отмечает Скотт Джонсон экономист из Bloomberg Economics. Во время первых двух сроков пребывания Путина у власти в 2000-2008 годах высокие цены на нефть помогали экономике расти на 7% в год. Однако Центробанк не советует рассчитывать на повторение успеха: без реформ даже нефть по 100 долларов за баррель не выведет среднесрочные показатели роста ВВП из диапазона 1.5-2.0%.
Согласно прогнозам Международного валютного фонда, темпы роста ВВП составят 1.8% в этом году и 1.6% в следующем – это в два раза ниже прогнозов по мировому ВВП. Аналитики, опрошенные Bloomberg, также считают, что в 2019 году российская экономика будет отставать от мирового тренда. В прошлом году Путин призвал принять меры, которые обеспечат российской экономике темпы роста выше мировых к 2019-2020 годам. Охлаждение наметилось уже в третьем квартале, а в четвертом экономика продолжит сбавлять темп. Согласно прогнозам Исследовательского центра московской Высшей школы экономики, Россию ждет еще два-три месяца стагнации объемов производства. В октябре показатель не изменился в годовом исчислении, несмотря на дополнительный рабочий день. В следующем году, по словам бывшего заместителя министра экономики Алексея Ведева, ВВП может прибавить или потерять 1%, а в 2017 году показатель не превысит 1.6%, лишившись такого стимулирующего фактора как восстановление запасов.