Квартальные темпы роста ВВП Китая (в годовом сопоставлении) замедлились до минимального значения с начала 2020 года, когда в стране начались масштабные локдауны
Крах сектора недвижимости Китая остановил машину экономического роста и спровоцировал увеличение безработицы. Западные производители потребительских товаров со значительным присутствием в стране вскоре могут ощутить эффект домино.
Предыстория
Еще в конце 1990-х иностранных гостей Китая поражали темпы роста его ВВП: двузначные цифры и низкая инфляция. Сельские жители переехали на побережье, чтобы жить в фабричных общежитиях и работать по 80 часов в неделю, производя безделушки для всего мира. Фермеры собирали урожаи сельхозпродукции и продавали ее на «свободных рынках», открывшихся по всей стране, затем отвозили деньги домой и строили себе новое жилье.
На протяжении предыдущих десятилетий страна находилась в бедности: с высоким уровнем сбережений, но без инвестиций в промышленность или инфраструктуру. Внезапно все изменилось: торговля стала возможной, и уровень жизни всех китайцев начал повышаться.
Это был отличный период: тридцать лет оптимизма, тридцать лет роста, подпитываемого инвестициями. Машина дала сбой в 1998 году, а затем в 2008 году, но в ответ власти наводнили экономику инвестиционным капиталом.
Когда Пекин стал опасаться резкого спада международного спроса на свою экспортную продукцию вследствие мирового финансового кризиса 2008 года, он решил перенаправить ресурсы на рынок недвижимости. В предыдущие десятилетия инвестиции в основном уходили на инфраструктуру (дороги, железные дороги, телекоммуникации и компьютеризация), которая повышала производительность, однако после 2008 года правительство Китая начало принудительно «кормить» экономику капиталом, чтобы поддерживать ее работу. В результате этих событий производительность пошла на спад.
Ситуация на рынке труда Китая ухудшается
Чтобы все это закончилось, достаточно было легкого толчка, который и произошел вместе с крахом рынка недвижимости летом 2021 года. Теперь все новости в стране касаются безработицы: правительство сообщает, что около одной пятой молодых людей в возрасте до 25 лет, которые ищут работу, не могут ее найти.
Хотя статистические данные о занятости среди пожилых людей непрозрачны, периодические независимые опросы в сельской местности указывают на высокий уровень безработицы. Государственные служащие в самых богатых регионах Поднебесной страдают от массового сокращения заработной платы.
Иностранные инвесторы уже давно придерживаются мнения о том, что лишь 350 миллионов достаточно платежеспособных китайцев, живущих в прибрежных городах, имеют значение для экономики страны. Но даже эти более богатые люди чувствуют на себе сокращение занятости: банки, частное образование, брокерские конторы и предприятия других отраслей увольняют большую часть своей рабочей силы. Пресса полна сообщений об увольнениях в технологических компаниях. Фармацевтический сектор теряет кадры. Поступления от налогов на доходы физических лиц падают.
Бывшие влиятельные компании, такие как Tencent, распродают активы. Berkshire Hathaway Уоррена Баффета продает свою долю в производителе электромобилей BYD. Основатель Huawei сказал сотрудникам, что компания должна сосредоточиться на «выживании». Китайские девелоперы, зарегистрированные в Гонконге, сообщили, что их прибыль снизилась на 87% в 2022 году.
Потребление снижается
Чтобы бороться с этими проблемами, китайские банки яростно снижают ставки и раздают кредиты. Центральный банк борется с падением юаня, по-видимому, тратя свой запас иностранной валюты, однако при этом все ждут, что китайская валюта вскоре преодолеет отметку в 7:1 по отношению к доллару США.
Показатель уровня безработицы практически ни о чем не говорит в стране, которая не адаптировалась к изменениям в рабочей силе после 1995 года. В этой статистике в Китае не учитываются сельские жители (около 60% населения), а также большинство фрилансеров и временных работников. Очень плохо учитываются люди, не имеющих трудовых договоров, а это -большинство мигрантов, работающих в городах. Мы также знаем, что Китай делает все возможное, чтобы скрыть свои проблемы от внешнего мира.
Но это становится все труднее, поскольку показатели публичных компаний продолжают разочаровывать. Высокий уровень безработицы означает более низкие доходы, меньшие расходы и еще более высокую безработицу. Мы увидим снижение продаж таких компаний, производящих основные потребительские товары, как Coca-Cola, Unilever, Tingyi и Unipresident.
Продажи смартфонов резко падают. Прогнозы Nike пессимистичны. В последнем квартале продажи Starbucks упали на 40%. Китай больше не будет столицей расходов на роскошь. Кроме того, падает спрос и на такие товары, как уголь, медь и железная руда.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам TheMarket.ch, автор — Энн Стивенсон-Янг, соосновательница китайской аналитической компании J Capital Research
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Goldman Sachs и Nomura снова снизили прогноз по ВВП Китая
BHP ждет роста китайской экономики
Спрос на нефть в Китае может сократиться впервые с 2002 года
Автомобильный трафик в Китае снижается на фоне новых локдаунов