На этой неделе в Абу-Даби состоится встреча министров стран ОПЕК и их союзников. Скорее всего, мероприятие не приведет к каким-то серьезным изменениям. Цены на нефть упорно остаются низкими, несмотря на сильное сокращение добычи со стороны так называемой группы ОПЕК+ и влияние таких геополитических факторов, как санкции США в отношении Ирана.
Заседание Объединенного министерского комитета по мониторингу, органа, созданного ОПЕК+ для надзора за реализации стратегии сокращения добычи, не отменит данный подход, но может дать более четкое представление относительно ее целей. Министры настаивают на том, что их цель — уменьшить избыточные запасы, а не определить, насколько должна вырасти стоимость нефти.
Но аналитикам трудно даже представить, насколько велики эти запасы, и, следовательно, понять, когда же меры по сокращению добычи, наконец, сделают свое дело.
Новая цель
Изначально в ноябре 2016 года предполагалось, что сокращение добычи поможет вернуть запасы к среднему уровню за пять лет. Но этого оказалось недостаточно. Проблема в том, что это среднее значение завышено из-за избыточных запасов, которые ОПЕК+ пытается уменьшить.
Таким образом, удалось относительно легко сократить запасы до этой завышенной цифры, однако еще осталось огромное количество лишней нефти. А это не слишком хороший результат, когда пытаешься поднять цены.
Уходящий в отставку министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих признал, что группе нужна новая цель. На последнем заседании в июле министерская группа ОПЕК+ пришла к выводу, что скользящий средний показатель за пять лет не работает, и она рассматривает возможность использовать новый ориентир на основе более подходящего периода (с точки зрения глобальных запасов нефти) 2010-2014 гг.
Из-за этого у производителей остается намного больше избыточного сырья. По оценкам ОПЕК, на конец июня запасы нефти в промышленно развитых странах ОЭСР составили 2.955 млрд баррелей. Это на 258 млн баррелей больше, чем в среднем за 2010-2014 гг. за тот же месяц.
Использование этой цифры, безусловно, стало бы шагом в правильном направлении с точки зрения эффективного управления избыточными запасами на рынке. Еще лучше было бы поставить цель, которая учитывает ежегодный рост спроса на нефть и позволяет измерять запасы с точки зрения количества дней спроса, а не в простых объемах.
Измерение баррелей, находящихся в хранилищах — хорошая идея, но на фоне ежегодного роста спроса (даже если темпы роста замедляются) мир нуждается в более крупных запасах, чтобы обеспечить такой же объем покрытия будущего спроса.
Запасов нефти ОЭСР достаточно, чтобы удовлетворить спрос в течение более 61 дня, что на 3 дня больше, чем во время «нормального» периода 2010-2014 гг.
Дальнейшее сокращение запасов
Тем не менее, независимо от измерения простыми объемами или с точки зрения покрытия будущего спроса, запасы ОЭСР продолжают расти. Нужно признать, что недавний рост запасов в основном связан с газовым конденсатом (легкая нефть, добываемая в больших количествах на американских сланцевых месторождениях), который широко используется в качестве нефтехимического сырья. Если исключить эти цифры, то запасы сырой нефти ОЭСР плюс основные топливные продукты — бензин, средние дистилляты (дизельное топливо, топочный мазут и авиационный керосин) и тяжелое нефтяное топливо — окажутся ниже среднего пятилетнего уровня.
Тем не менее, запасы, рассчитанные на этой основе, намного выше среднего значения за 2010-2014 годы, и это окажется реальной проблемой для министров ОПЕК+, когда они встречаются в Абу-Даби.
Саудовская Аравия не может в одиночку спасти цены на нефть. В условиях ослабления роста спроса и увеличения предложения за пределами ОПЕК нефтедобывающим странам, возможно, придется прибегнуть к более продолжительным и масштабным сокращениям.
По теме:
Уволен министр энергетики Саудовской Аравии: что будет с ценами на нефть и IPO Saudi Aramco?
Экспертное сообщество теряет веру в нефть
Citi предрекает падение цен на нефть
Быки по нефти приободрились, но в наступление идти не спешат