Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-азиз уволил Халида аль-Фалиха с поста министра энергетики страны и назначил вместо него своего сына, принца Абдулазиза. Напомним, что господин аль-Фалих был одним из важных архитекторов соглашения ОПЕК+, которое объединило Картель и других производителей нефти в одну группу. Поэтому его уход поднимает вопросы о дальнейшей политике Саудовской Аравии и о планах проведения IPO крупнейшей энергетической компанией мира Saudi Aramco.
Кто такой принц Абдулазиз?
Принц Абдулазиз занимал пост замминистра энергетики Саудовской Аравии на протяжении десяти с лишним лет, а с 2017 года являлся государственным министром энергетики. Он - старший сводный брат влиятельного кронпринца Мухаммеда ибн Салмана, однако братья, судя по всему, не очень близки между собой.
Принц Абдулазиз входил в состав делегации Саудовской Аравии при ОПЕК и на регулярной основе принимал участие в заседаниях Картеля, посвященных политике в области добычи нефти. Он известен своей въедливостью и способностью находить общий язык между чиновниками Саудовской Аравии и других стран.
Он активно занимался нефтяными делами во время войны в Персидском Заливе в 1990 году. Кроме того, в 1990-х годах он участвовал в секретных переговорах с Мексикой и Венесуэлой, по результатам которых ОПЕК сократила объем добычи нефти, которая в результате заметно подорожала.
Так что, возможно, главной задачей принца Абдулазиза станет стимулирование роста цен к необходимому для саудитов уровню, который заложен в бюджете страны и находится примерно на $25 выше текущих котировок. К тому же, дорогая нефть помогла бы более удачно провести IPO (первичное размещение акций) Saudi Aramco.
«Я не думаю, что перестановки в министерстве энергетики Саудовской Аравии приведут к смене ее политики», - сообщил в интервью Bloomberg TV управляющий активами First Abu Dhabi Bank Маджд Дола. - «Возможно, свежая кровь внесет какие-то изменения в переговорную тактику, однако никого не должен удивлять тот факт, что Королевству необходим контроль за ценами на нефть, и что оно пытается подтолкнуть их выше».
Что конкретно изменится в результате перестановок в министерстве?
Назначение принца Абдулазиза на пост министра энергетики сконцентрирует все рычаги принятия решений в руках королевской семьи. Король всегда обладал решающим словом в вопросах стратегии правительства, однако на протяжении всей шестидесятилетней истории страны министерство энергетики возглавлялось гражданскими служащими.
Кронпринц возглавляет наблюдательный совет Saudi Aramco. Министр энергетики являлся председателем совета директоров компании, однако на прошлой неделе Халид аль-Фалих лишился этого поста, который занял глава суверенного фонда благосостояния и союзник кронпринца Ясир аль-Румайян.
Таким образом, эти перестановки сосредоточили в руках королевской семьи два ключевых инструмента: контроль над деятельностью Saudi Aramco, а также над нефтяной политикой страны. Однако теперь, в отсутствие «мальчика для битья» в виде «пришлого» министра энергетики, вся ответственность за все решения по нефтяной стратегии ляжет на королевскую семью.
Что на кону?
Главным непростительным промахом бывшего министра энергетики считается его неспособность удержать цены на нефть на достаточном для бюджета Саудовской Аравии уровне. Король не назвал причины увольнения Халида аль-Фалиха, однако она может заключаться в том, что текущая цена нефти составляет около $60 за баррель, тогда как бюджет страны сверстан, исходя из цены в $80 за баррель или даже выше.
Саудовская Аравия, которая является фактическим лидером ОПЕК, смогла договориться с крупными производителями, вроде России, о присоединении к Картелю в целях ограничения объема добычи черного золота. Сначала это работало, однако затем нефть начала дешеветь на фоне неясных перспектив мирового спроса и возможной глобальной рецессии.
Халид аль-Фалих был архитектором соглашения ОПЕК+ и часто посещал Россию, где общался со своим визави Александром Новаком. Вместе они привлекали на свою сторону новых сторонников и контролировали исполнение участниками соглашения своих обязательств. Таким образом, принцу Абдулазизу придется либо делать то же самое, либо попытаться убедить партнеров в необходимости провести какие-то перемены.
Варианты действий Саудовской Аравии
На этой неделе принц Абдулазиз должен выступить на Всемирном энергетическом конгрессе в Абу-Даби, и рынок будет внимательно следить за его дебютом в новой роли. Аналитики расходятся во мнениях относительно того, следует ли участникам ОПЕК+ поддерживать добычу на текущем уровне, или же они должны сократить ее еще больше.
Саудовская Аравия вряд ли будет пытаться убедить союзников пойти по второму пути из-за боязни уступить долю рынка американским сланцевикам, а также ввиду рисков того, что другие участники ОПЕК+ втайне сохранят объем добычи на текущем уровне, говорится в отчете Оксфордского института энергетических исследований. По мнению экспертов этой организации, ОПЕК, возможно, придется воздержаться от рыночных интервенций и приготовиться к «тяжелым временам», которые обещает торговая война и связанные с ней перспективы падения спроса на энергоносители.
С ними не согласны аналитики Sanford C. Bernstein, которые считают, что в 2020 году участникам ОПЕК+ придется сократить добычу еще на 1 млн б/д для того, чтобы котировки Brent остались выше $60 несмотря на рост предложения со стороны других производителей. По их прогнозу, вскоре запасы нефти могут вновь начать расти, так как в 2020 году мировой спрос вырастет всего на 1.2 млн б/д, а предложение со стороны производителей, не входящих в ОПЕК+, увеличится на целых 2.2 млн б/д.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
В бюджете Саудовской Аравии на 2019 год заложена цена Brent $80 за баррель
В ближайшие 10 лет США утопят мир в нефти
Валютная война может обернуться снижением цен на нефть
Число банкротов в нефтегазовом секторе растет — рынок утратил интерес к сланцу