Щемящее предчувствие застоя
Фондовый рынок
Несмотря на то, что в 2011 году мировую экономику поразила целая череда маловероятных событий с большими последствиями, финансовые рынки продолжали счастливо расти вплоть до недавнего времени. Год начался с удорожания продуктов питания, нефти и сырья, что привело к усилению инфляционных давление. На Ближнем Востоке разгорелись нешуточные страсти, что лишь способствовало дальнейшему росту цен на нефть. Затем в Японии произошло ужасное землетрясение, которое нанесло серьезный вред экономике страны и разрушило цепочки поставок на мировом уровне. Грецию, Ирландию и Португалию отлучили от кредитных рынков, поэтому Европейскому Союзу и Международному валютному фонду потребовалось их срочно спасать. Но на этом плохие новости не закончились. Несмотря на то, что год назад Греция уже получила финансовую помощь, План А провалился. Стране нужно больше денег от правительств и международных институтов, или участие частных кредиторов в убытках - этот вариант стал предметом ожесточенных дискуссий и споров среди европейских политиков. Сомнения относительно устойчивости фискальных дефицитов в Америке также спровоцировали нелицеприятную политическую грызню, которая чуть было не закончилась роспуском правительства. Аналогичные споры зреют и в отношении долговых лимитов. Если их не удастся вовремя решить, возникнет угроза «технического» дефолта по американским гос. облигациям. До недавнего времени рынки недооценивали существующие проблемы; если не считать нескольких дней коррекции, вызванной паникой после землетрясения в Японии или бунта на Ближнем Востоке, они уверенно двигались вверх. Но с конца апреля начала формироваться более устойчивая коррекция: инвесторы начали опасаться, что экономический рост в США и во всем мире резко замедлится.
Данные по США, Великобритании, европейской периферии, Японии и даже развивающимся рынкам указывают на стагнацию, а то и откровенный риск повторной рецессии в некоторых областях мировой экономики - особенно в развитых странах. Начинают нарастать анти-рисковые настроения, поскольку варианты «делай хорошую мину при плохой игре» или «тяни время и молись» уже не кажутся адекватными, зато угроза самопроизвольного разрешения кризиса приобретает все более отчетливые очертания. Оптимисты уверяют, что мировая экономика всего лишь вошла в фазу временного охлаждения. Компании и потребители реагируют на потрясения этого года «временным» сокращением потребления, капвложений и планов по расширению. Если негативные факторы не будут разрастаться (и даже начнут отступать), доверие и рост вернутся к нам во втором полугодии, а фондовые рынки снова начнут расти. Но не все так радостно, как хотелось бы. Некоторые факты указывают на то, что охлаждение может быть более длительным. Во-первых, проблемы европейской периферии в некоторых случаях являются ни чем иным, как неплатежеспособностью, а вовсе не низкой ликвидностью: огромные долги в частном и государственном секторе продолжают расти; поврежденную финансовую систему нужно восстанавливать и рекапитализировать; экономики лишились конкурентоспособности; экономический рост отсутствует; безработица растет. Больше нет смысла отрицать, что государственные и/или частные долги Греции, Ирландии и Португалии нужно реструктуризировать.
Во-вторых, факторы, влияющие на замедление экономического роста в США носят хронический характер. К ним относится медленный но устойчивый процесс отказа от заемных средств в частном и государственном секторах; рост цен на нефть, вялый рынок труда, очередное охлаждение на рынке жилья, фискальные проблемы на местном и государственном уровнях, а также практически неуправляемый значительный дефицит и долговое бремя на федеральном уровне. В-третьих, последние два квартала экономический рост в Великобритании, в среднем, стоит на месте, при этом масштабная фискальная консолидация происходит в условиях растущей инфляции, когда Банк Англии связан по рукам и ногам и не может ослабить монетарную политику. На самом деле, инфляция может даже вынудить его повысить ставку к осени. А Япония, между тем, уже падает в рецессию из-за землетрясения. Все эти экономики уже росли намного ниже тренда, поскольку процесс отказа от заемных средств требует сокращения государственных и частных расходов, чтобы повысить норму сбережений и сократить долги. А теперь вдобавок к ужасным аномалиям в развитых экономиках этого года, начинается отказ от фискальных и монетарных стимулов. Если происходящее сейчас перерастет в нечто более серьезное, чем просто временное охлаждение, рынок продолжит коррекцию, темпы роста продолжат падать, поскольку негативное влияние падающих акций на благосостояние приведет к сокращению частных расходов. В отличие от 2007-2010 годов, когда всем негативным потрясениям и падения на рынках противостояли действия политиков и правительств, на этот раз политики безоружны, они не смогут спровоцировать новый всплеск активности и завести реальную экономику.
Отсутствие политических инструментов заметно сказалось на большинстве развитых экономик, которые стремятся к фискальным ограничениям, опасаясь, что продолжая набирать долги с такой же скоростью, попросту свернут себе шею. Государственные долги уже велики, а многие страны находятся в крайне стесненных обстоятельствах и не могут спасать свои банки при помощи финансовой поддержки, гарантий и круговой поруки в отношении спорных активов. Монетарные власти, скорее всего, не решатся на еще один раунд количественного ослабления из-за роста инфляции в большинстве экономик. Если последняя экономическая статистика отражает более глубокие изменения, чем временный сбой, а рынки не начнут восстанавливаться в ближайшее время, политики окажутся совершенно беспомощными. Если это произойдет, резко возрастет риск стагнации или даже рецессии.
Нуриэль Рубини, профессор экономики в школе бизнеса при Нью-Йоркском Университете.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
Последние новости:
28.06.11 19:13 | Нефть покинула область четырехмесячного минимума | 29.06.11 12:24 | Греции пора вернуть здравый смысл |
- Новости рынка
-