Большая ошибка Китая
Фондовый рынок
За последнее время мне дважды довелось побывать в Китае. Правительство как раз объявило о своем 12-том Пятилетнем плане, нацеленном на перебалансировку модели роста в долгосрочной перспективе. И в каждый свой визит я лишь сильнее убеждался в том, насколько глубоко потенциально дестабилизирующее противоречие между краткосрочными и среднесрочными показателями китайской экономики. В настоящее время экономика Китая сильно перегрета, но со временем чрезмерное инвестирование приведет к формированию дефляционных процессов, как внутри страны, так и на мировом уровне. Как только наращивание инвестиций в ценные бумаги с фиксированным доходом станет невозможным - вероятно, после 2013 года, - в Китае начнется резкий спад. Вместо того чтобы ориентировать и планировать мягкую посадку сегодня, китайским политикам следует побеспокоиться о каменной стене, на которую может наткнуться экономика во второй половине пятилетки.
Несмотря на то, что в пятилетнем плане, также как и в предыдущих, делается упор на увеличение доли потребления в ВВП, правительство по-прежнему предпочитает плыть по течению. В новом плане большое значение отводится инвестициям, включая инвестиции в государственное жилье и поддержку роста. А вот укрепление юаня, фискальная помощь домохозяйствам, налогообложение и/или приватизация государственных компаний, либерализация системы регистрации домохозяйств или отказ от финансовых репрессий уходят на второй план. Последние несколько десятилетий Китай быстро растет благодаря индустриализации, подстегиваемой экспортным сектором и слабой валютой. Эта ситуация провоцирует формирование больших сбережений, зависимость от чистого экспорта и фиксированных инвестиций (в инфраструктуру, недвижимость, промышленные мощности для усиления экспортного сектора). В 2008-2009 годах объем экспорта сократился с 11% от ВВП до 5%. Китайское правительство отреагировало увеличением доли фиксированных инвестиций с 42% до 47% от ВВП.
Китаю удалось избежать жесткой рецессии, которая поразила Японию, Германию и многие страны развивающейся Азии именно благодаря росту фиксированных инвестиций. Более того, в 2010-2011 годах их доля в ВВП снова возросла почти до 50%. Но проблема в том, что ни одна страна не может добиться высокой производительности, реинвестируя 50% от ВВП в новые основные фонды, не столкнувшись при этом с проблемой избытка производственных мощностей и огромных безнадежных долгов. Китай не жалеет денег на инвестиции в физический капитал, инфраструктуру и недвижимость. Об этом вам расскажут современные, но полупустые аэропорты, скоростные поезда (которые, в свою очередь, снижают потребность в 45 запланированных к постройке новых аэропортах), шоссе в никуда, тысячи поражающих воображение новых центральных и провинциальных правительственных зданий, города-призраки и новые алюминиевые заводы, предусмотрительно закрытые, чтобы не допустить падение мировых цен.
Инвестиции в коммерческую и жилую недвижимость класса люкс явно завышены, а мощности автомобильной промышленности в значительной мере превышают объемы продаж. Растет перепроизводство в сталелитейном, цементном и прочих секторах обрабатывающей промышленности. В краткосрочной перспективе, на фоне экономического роста, требующего большого количества ресурсов, инвестиционный бум приведет к росту инфляции. Но, в конечном счете, перепроизводство грозит развитием дефляционных процессов во всех сферах, начиная с жилищной и промышленной. Скорее всего, после 2013 года Китай ждет жесткая посадка. Все случаи чрезмерного инвестирования - включая Восточную Азию в 1990-х, - заканчивались финансовым кризисом и длительной стагнацией. Чтобы не повторять ошибок, Китаю нужно меньше сберегать, избегать фиксированных инвестиций, сократить чистую долю экспорта в ВВП и стимулировать внутреннее потребление. Проблема в том, что привычка много экономить и мало тратить связана со структурными особенностями китайской экономики. Чтобы изменить систему стимулов, поощряющую чрезмерные инвестиции, потребуется не одно десятилетие реформ.
Традиционные причины высоких сбережений (отсутствие социальной безопасности, ограниченные государственные услуги, старение населения, недоразвитое потребительское финансирование) - это лишь часть головоломки. У китайских потребителей не больше денег, чем у их соплеменников в Гонконге, Сингапуре и Тайване; все они сберегают около 30% от располагаемого дохода. Разница в том, что доля китайского ВВП, которая идет на сектор домохозяйств, ниже 50%, что не оставляет возможности для потребления. Китайская политика нацелена на то, чтобы забирать доход от политически пассивных домохозяйств и передавать его политически активным и влиятельным компаниям. Слабая валюта сокращает покупательскую способность потребителей, делая импорт дорогим. Таким образом, государство защищает свои компании от внешней конкуренции и стимулирует рост экспортных прибылей.
Низкие процентные ставки по депозитам и низкие ставки по кредитам для компаний и застройщиков означают, что домохозяйства получают отрицательный доход по своим сбережениям, а государственные компании получают минимальные или нулевые затраты по кредитам. Таким образом, формируется мощный стимул для реинвестирования, который также подразумевает перераспределение доходов от домохозяйств в пользу государственных компаний, большая часть которых была бы убыточной, если бы им пришлось функционировать в условии равновесных рыночных ставок. Более того, репрессии на рынке труда сдерживают рост заработных плат. Чтобы снять ограничения с доходов домохозяйств, Китаю нужно более быстрое укрепление юаня, либерализация процентных ставок и существенный рост заработных плат. Также не мешало бы приватизировать государственные предприятия, чтобы их прибыль превращалась в доход для домохозяйств, или обложить их гораздо более высоким налогом, передавая часть сборов домохозяйствам. Сейчас сбережения или нераспределенная прибыль корпоративного сектора, по большей части, государственных компаний, блокирует еще 25% от ВВП.
Увеличение доли дохода домохозяйств может повлечь разрушительные последствия. Многие государственные и экспортно-ориентированные компании попросту обанкротятся. Учитывая масштаб их политического влияния, правительство, скорее всего, не допустит ничего подобного. В результате, Китай будет инвестировать еще больше. Двигаясь дальше по этому пути развития, правительство лишь увеличит избыток производственных мощностей в секторе обрабатывающей промышленности, в строительстве и инфраструктурной отрасли, и, тем самым, приблизит неприятный конец. До смены политического руководства в 2012-2013 году китайские политики смогут поддерживать высокие темпы роста. Но какова цена, которую придется заплатить за него в будущем?
Нуриэль Рубини
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
Последние новости:
21.04.11 20:08 | Rabobank: Япония вторая на пути к долговому кризису | 24.04.11 23:29 | США: когда время имеет значение |
13:00 wudaozi: Верно пишет г-н Н.Рубини.
"Пять утюгов на одну семью, не много ли?" 23:29 news_robot: Господа, в разделе Фондовый рынок появился новый комментарий
|
- Новости рынка
-