Треть участников опроса UBS назвали «использование валютных резервов в качестве оружия» главным риском. Это вдвое больше, чем в прошлом году. Наибольшее беспокойство у 87% из 40 опрошенных вызвала дальнейшая эскалация напряженности между Россией и Украиной, Китаем и США, а также ситуация на Ближнем Востоке.
Многие управляющие опасаются, что активы центральных банков могут быть подвергнуты санкциям, изъяты или использованы в случае эскалации конфликтов. План, обозначенный ранее в этом году, по использованию прибыли от замороженных валютных активов России для помощи в восстановлении Украины создал опасный прецедент, который рискует подорвать статус валютных резервов как наиболее ликвидного и надежного хранилища активов страны.
«Эти события еще больше повышают риск того, что валютные резервы больше не будут рассматриваться как безопасное убежище для центральных банков», — сказал Массимилиано Кастелли, глава отдела суверенных рынков капитала в UBS Asset Management. Он добавил, что золото может вернуться к жизни благодаря текущим геополитическим тенденциям.
Этот тренд может стимулировать переход от долларовых активов, что еще больше ослабит доминирующее положение доллара.
Основные риски для мировой экономики (по данным опроса UBS Annual Reserve Manager Survey)
- Дальнейшая эскалация геополитических конфликтов (Россия, США-Китай, Ближний Восток) — 87%
- Устойчивая инфляция и/или неконтролируемый рост долгосрочных доходностей — 71%
- Экономическая волатильность (деловые циклы, инфляция) — 50%
- Несоразмерные уровни государственного долга — 37%
- Изменения цен на сырьевые товары и энергетическая безопасность — 21%
- Климатические изменения — 16%
- Глобальная экономическая рецессия, сопровождаемая стагнацией — 13%
- Жесткая посадка экономики Китая — 5%
- Системные риски в глобальной финансовой системе — 3%
Примечание: Ответы от 40 управляющих активами центральных банков; возможны множественные выборы; результаты на июнь 2024 года
Средняя доля долларовых вложений среди опрошенных центральных банков, которые управляют половиной мировых валютных резервов, составила 55%, практически не изменившись с 56% год назад. Эта доля составляла 67% в 2021 году и постепенно снижалась. Между тем четверть респондентов сообщили, что увеличили распределение средств в евро, а 8% добавили вложения в иену.
«Существует мнение, что доллар пострадает от использования валютных резервов в качестве оружия по геополитическим причинам», — сказал Кастелли, добавив, что эскалация санкций США против стран, включая Россию, побуждает их вести бизнес в других валютах.
Спрос на юаневые активы упал из-за опасений по поводу замедления китайской экономики. Доля респондентов, заявивших, что они инвестировали или рассматривают возможность инвестирования в юань, снизилась до 70% с 72% в прошлом году, достигнув самого низкого уровня с 2017 года.
Спрос на юань на самом низком уровне за семь лет
Управляющие резервами также больше обеспокоены политической фрагментацией и раздутыми государственными счетами, чем год назад. Доля участников, называющих неустойчивый уровень долга главным риском для мировой экономики, более чем удвоилась и достигла 37%.
По случаю 80-летия Бреттон-Вудской системы, в этом году эксперты UBS также поинтересовались у участников о глобальных финансовых организациях, которые большинство считают устаревающими без реформ. Только треть считает, что нынешняя международная финансовая архитектура достаточно устойчива, чтобы пережить текущие вызовы, включая неравенство доходов, изменение климата и демографические изменения.
Подготовлено Profinance.ru по материалам bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram