Устойчивый рост цен на какао-бобы наблюдается в течение двух лет. Но темпы роста цен резко возросли в марте 2024 года, а фьючерсные контракты за три месяца выросли более чем вдвое, достигнув уровня, в два раза превышающего предыдущий рекорд. Этот рост, который буквально уходит корнями в небольшие западноафриканские фермы, но также связан с изменением климата и сложностями фьючерсного рынка. Последний всплеск был отчасти вызван финансовыми потрясениями, которые могут возникнуть, когда цены на сырьевые товары растут так быстро, что это сводит на нет стратегии, направленные на защиту от такой волатильности.
Результатом почти наверняка станет подорожание шоколада, который может продаваться меньшими порциями. Но даже если цены снизятся с нынешнего уровня, они, скорее всего, останутся высокими в ближайшие годы. Экономисты любят говорить, что лекарство от высоких цен — это высокие цены, поскольку они могут снизить спрос, стимулировать увеличение предложения или и то и другое вместе. Но ситуация с какао показывает, насколько запутанной может оказаться эта идея на практике, учитывая сложности рынка и неопровержимые физические факторы, например, сколько времени требуется, чтобы выросло новое какао-дерево.
Сушеные какао-бобы на какао-ферме и производственном объекте Somos в Рагонвалии, Колумбия.
В какой точке мы сейчас находимся
Фьючерсы на какао в Нью-Йорке и Лондоне в номинальном выражении стоят дороже, чем когда-либо, превысив максимумы 1977 года, когда мир столкнулся с очередным дефицитом какао. Фьючерсные контракты, торгуемые в Нью-Йорке, 26 марта достигли внутридневного рекорда в 10 080 долларов за метрическую тонну и с тех пор торгуются выше 9 500 долларов, в то время как цены в Лондоне на бобы колеблются в диапазоне 8 000 фунтов за тонну (около 10 000 долларов). До этого ралли фьючерсы в Нью-Йорке с 1980-х годов торговались в основном ниже 3500 долларов.
Динамика цены фьючерсов на какао-бобы в Нью-Йорке
Причиной резкого роста стало рекордное сокращение предложения, и в мире третий год наблюдается дефицит. Ожидается, что в 2024 году производство не дотянет до спроса на 374 000 тонн, по данным Международной организации какао, в то время как производитель Барри Каллебо ожидает, что дефицит составит около 500 000 тонн, что составляет примерно десятую часть мирового рынка.
Как мы к этому пришли
В отличие от большинства культур, выращиваемых для мировых товарных рынков, какао производится не на крупных плантациях, а мелкими фермерами, многие из которых находятся в Западной Африке, которая доминирует в торговле на протяжении десятилетий. По прогнозам, в текущем сезоне Кот-д’Ивуар и Гана по-прежнему будут поставлять 53% мирового объема какао-бобов — доля, которая была еще выше до того, как начались проблемы с урожаем. Вот некоторые из факторов, которые привели к сокращению производства:
- Дожди и засуха в Западной Африке были более сильными, чем обычно.
- Заболоченные поля усугубили распространение таких заболеваний, как болезнь черных стручков и вирус опухших побегов, которые приводят к гниению стручков и гибели деревьев, а также к старению древесного фонда.
- Мелким фермерам в Кот-д’Ивуаре и Гане уже давно недоплачивают, и правительства в каждой стране устанавливают цены заранее, поэтому производителям еще предстоит извлечь выгоду из нынешнего роста цен.
- Низкая заработная плата мешает фермерам инвестировать в улучшения и бороться с болезнями, ограничивая урожайность какао-деревьев.
Что еще является причиной резкого роста цен
Рекордный дефицит какао, вызванный этими факторами, может объяснить общую тенденцию к росту цен, и аналитики Citi Research в прошлом месяце указывали на торговый диапазон от 7000 до 10 000 долларов за тонну. Но масштаб последнего скачка, в результате которого фьючерсы на какао в Нью-Йорке выросли более чем на 1000 долларов за две сессии, заставил наблюдателей рынка предположить, что финансовые факторы также играют свою роль.
Это связано с тем, что трейдеры обычно используют фьючерсный рынок для хеджирования рисков на физическом рынке. Продавцы, у которых есть какао на складе, надеются, что цены вырастут, но будут защищать себя, делая дополнительные ставки на падение цен. Если цены вырастут, их прибыль от продажи своих запасов с лихвой покроет то, что они заплатили за эти так называемые короткие позиции. Но если цены упадут и их запасы будут стоить меньше, их короткие ставки компенсируют часть их потерь.
Такой вид хеджирования хорошо работает, когда цены на сырьевые товары движутся как вверх, так и вниз, причем в умеренных пределах. Резкие односторонние колебания рынка осложняются требованием к трейдерам предоставлять обеспечение для покрытия своих фьючерсных ставок. Если цены будут только расти, и расти достаточно резко, стоимость дополнительного обеспечения может стать недоступной. Это может привести к тому, что некоторые трейдеры закроют свои позиции, что может быть сделано только путем покупки большего количества контрактов на какао, что еще больше повысит цены.
Межконтинентальная биржа также предприняла шаги по поддержанию порядка на рынках, например, сократила количество какао, которое трейдеры могут покупать через Лондонскую биржу. Так называемый лимит поставок увеличивается с 75 000 тонн в мае до 50 000 тонн в июле и постепенно снижается, пока не достигнет 25 000 тонн для декабрьского контракта.
Что это означает для потребителей
Производители шоколада делают все возможное, чтобы компенсировать рост издержек: повышают розничные цены, уменьшают размеры упаковок, повышают эффективность и выпускают продукцию с меньшим содержанием какао. Но эти изменения — только начало: компании хеджируют цены и обеспечивают поставки заблаговременно, так что влияние новых рекордно высоких цен на фьючерсы еще не полностью проявилось на розничных полках. По данным Bloomberg Intelligence, производители шоколада, вероятно, столкнутся с этой инфляцией в течение шести-двенадцати месяцев, а затем с ней столкнутся и потребители.
Это также скажется на производителях шоколада и их работниках. Заводы в Гане периодически закрываются из-за нехватки поставок. Крупнейшие производители какао Barry Callebaut AG и Blommer Chocolate Co. также заявили, что будут закрывать предприятия и увольнять сотрудников.
Кто выигрывает, кто проигрывает
Более высокие цены в долгосрочной перспективе выгодны фермерам, которым уже давно недоплачивают. Но пока что производители в крупнейших странах-производителях в мире также не получают полной прибыли от роста цен. Это связано с тем, что правительства Кот-д’Ивуара и Ганы устанавливают цены на какао на основе продаж, совершенных годом ранее. Фермеры в Кот-д’Ивуаре получают 1000 франков КФА за килограмм, в то время как фермеры в Гане получают 20 928 седи за тонну, что составляет около 1600 долларов за тонну. Производители в Кот-д’Ивуаре настаивают на повышении платы за сбор урожая средних культур начиная с апреля, но отраслевой регулятор страны предложил оставить цены на прежнем уровне, сообщает Bloomberg.
Тем временем фермеры на либерализованных рынках, таких как Бразилия, Эквадор, Камерун и Нигерия, наращивают производство, чтобы воспользоваться более высокими ценами. Бразилия и Камерун пытаются удвоить объем производства к концу десятилетия, в то время как Эквадор планирует произвести 800 000 тонн продукции к 2030 году — объем, который может позволить стране обогнать Гану и стать вторым по величине производителем в мире, уступая только Кот-д’Ивуару. Но деревьям требуется время, чтобы вырасти, так что пройдет не менее трех лет, прежде чем новые побеги обеспечат запас питательных веществ. Правила Европейского союза, запрещающие торговлю продуктами, связанными с вырубкой лесов, также могут ограничить расширение посевных площадей для производства какао и сухофруктов в регионе, который является крупнейшим в мире потребителем шоколада.
Долгосрочные перспективы
Маловероятно, что поставки быстро восстановятся. Ожидается, что урожай в Кот-д’Ивуаре, который только начинается, будет слабее, чем в прошлом году, и некоторые уже готовятся к очередному дефициту в следующем сезоне.
С другой стороны, дорогой шоколад уже влияет на спрос, побуждая потребителей покупать его в меньших количествах. Благоприятные погодные условия могут способствовать более быстрому восстановлению производства. Правительства Кот-д’Ивуара и Ганы также могут увеличить выплаты фермерам. Это позволит профинансировать реинвестиции в пестициды, удобрения и рабочую силу для повышения урожайности сельскохозяйственных культур в 2025 году. Новые производители в Латинской Америке и других странах, привлеченные высокими ценами, также начнут вносить свой вклад в мировые поставки в ближайшие годы.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000