Обращаясь к собравшимся активистам в пятницу в Туле, столице российской военной промышленности, Владимир Путин заявил, что экономика страны победила западные санкции, введенные после начала конфликта на Украине.
Он напомнил, что России предрекали "спад, провал, крах, отступим, сдадимся, развалимся". "Хочется показать известный жест. Не буду этого делать, здесь много девушек", -
«Они предсказывали спад, провал, крах — что под давлением санкций мы отступим, сдадимся или развалимся. Хочется показать [им] известный жест, но я этого делать не буду, здесь много девушек», — шутливо заметил с трибуны президент. «Ничего у них не получится. Наша экономика растет, в отличие от их экономик».
Президент России заметил, что российская экономика не только выдержала натиск санкций со стороны западных стран, но и теперь превосходит все остальные страны, за исключением двух. Он имел в виду рейтинг Всемирного банка по ВВП по паритету покупательной способности, по которому Россия немного опережает Германию.
"Особо отмечу, что в эти два непростых года, в полтора, выстоял и достойно показал себя не только наш оборонно-промышленный комплекс. Вся экономика продемонстрировала устойчивость, выдержала беспрецедентное внешнее давление и продолжает уверенно развиваться", - сказал Путин, выступая на форуме "Все для победы!".
Во вторник МВФ, похоже, согласился с президентом России. Фонд пересмотрел свой собственный прогноз роста ВВП России до 2,6 процента в этом году, что на 1,5 процентного пункта больше, чем он прогнозировал в октябре прошлого года.
Устойчивость российской экономики ошеломила многих экономистов, которые считали, что первый раунд санкций из-за СВО на Украине почти два года назад может привести к катастрофическому спаду.
Вместо этого, по их словам, Кремль выбрался из рецессии, уклоняясь от попыток Запада ограничить свои доходы от продажи энергоносителей и наращивая расходы на оборону.
Россия направляет треть бюджета страны — 9,6 трлн руб. в 2023 г. и 14,3 трлн руб. в 2024 г. — на военные нужды, что в три раза больше, чем в 2021 г., последнем полном году перед началом спецоперации. Речь идет не только о производстве техники, но и о социальных выплатах военнослужащим на Украине и их семьям, а также о некоторых расходах на новых российских территориях.
Значительное увеличение военных расходов знаменует собой «поразительный разрыв с посткоммунистическим развитием России на сегодняшний день», - говорится в недавнем докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
Высшие экономические чиновники РФ предупредили, что резкий рост государственных расходов может привести к серьезному перегреву экономики в ближайшем будущем. Но на данный момент она демонстрирует устойчивый рост.
Все это было бы невозможно, если бы Россия, несмотря на санкции, не продолжала получать колоссальные доходы от своих энергоресурсов.
В 2023 году доходы России от энергетики достигли 8,8 трлн рублей — это примерно на четверть меньше рекордного результата 2022 года, но выше среднего показателя за последние десять лет. Несмотря на это, государству приходится прибегать ко все более нерегулярным методам получения доходов от единовременных налогов и сборов, включая «добровольные пожертвования», которые западные предприятия должны платить при выезде из России.
Экономика устойчива благодаря доходам от продажи нефти, считает Элина Рыбакова, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона. Российская экономика сейчас похожа на заправочную станцию, которая начала производить оружие, поясняет она.
Объявляя законодателям об ошеломляющих военных расходах России в сентябре, министр финансов Антон Силуанов использовал советский лозунг времен Второй мировой войны, чтобы описать подход Кремля к бюджету.
«Все для фронта, все для победы», — сказал Силуанов.
Переход Кремля к тому, что Василий Астров, старший экономист Венского института международных экономических исследований (WIIW), называет «военным кейнсианством», является радикальным отходом от консервативной макроэкономической политики первых двух десятилетий пребывания Путина у власти.
Технократы, такие как Силуанов и глава центрального банка Эльвира Набиуллина, помогли России пережить многочисленные финансовые кризисы, агрессивно сдерживая инфляцию, укрепляя банковскую систему страны, наращивая валютные резервы и пытаясь обуздать дополнительные расходы.
Этот подход также оказался решающим в смягчении первоначального воздействия санкций в самом начале СВО, когда западные страны заморозили 300 миллиардов долларов суверенных резервов России, а Кремль ввел валютный контроль, чтобы остановить отток капитала и массовое изъятие средств из банков.
Экономический блок [министерство финансов и центральный банк] продолжает спасать страну от санкций. Эти люди оказались очень полезными, считает Александра Прокопенко, бывший сотрудник российского центрального банка.
По словам Астрова, предотвращение большего спада в экономике позволило Кремлю перейти к стимулированию роста за счет расходов. Вся экономика страны ощущает импульс от военного производства.
Обращаясь в пятницу к группе производителей вооружений, Путин заявил, что они «гарантированно будут выполнять заказы на долгие годы», поскольку Россия наращивает производство оружия, и заявил, что министерство обороны выплачивает поставщикам 80 процентов затрат вперед.
Стремление производить больше ракет, артиллерии и, в частности, беспилотников приносит дивиденды России на поле боя в то время, когда Украина изо всех сил пытается обеспечить финансирование передового западного вооружения.
Путин и другие высокопоставленные российские чиновники постоянно жалуются, что даже недавний рост производства недостаточен. В среду министр обороны Сергей Шойгу публично раскритиковал главу одного из российских производителей вооружений из-за, по его словам, отставания в производстве "новой многообещающей артиллерийской системы".
«Если у нас есть шанс, то надо им воспользоваться», — сказал Шойгу.
На этой неделе командующий украинской армией признал, что Киев и его союзники не сделали достаточно для улучшения возможностей Украины в то время, когда способность России реинвестировать в собственную оборонную промышленность дала ей значительное преимущество в огневой мощи.
По оценкам Министерства финансов России, бюджетное стимулирование, связанное с военными расходами, в 2022–2023 годах было эквивалентно примерно 10 процентам ВВП. Согласно исследованию, опубликованному Институтом развивающихся экономик Банка Финляндии, за тот же период промышленное производство, связанное с военным заказом, выросло на 35 процентов, в то время как гражданское производство осталось на прежнем уровне. Путин заявил в пятницу, что гражданское производство выросло на 27 процентов с начала СВО, но не назвал источник этой цифры.
Однако экономисты и даже некоторые топ-технократы Кремля предупреждают, что безудержные расходы уже обнажают новые трещины в российской экономике.
Рост уже создает дисбалансы, которые со временем могут стать более выраженными. Это особенно заметно на российском рынке труда (Путин заявил в пятницу, что Россия создала 520 000 новых рабочих мест в оборонной отрасли). Это привело к нехватке рабочей силы в гражданской промышленности на фоне и без того мрачных демографических перспектив.
«Наибольшая нехватка кадров наблюдается в машиностроительной и химической промышленности, многие предприятия вынуждены работать в несколько смен для выполнения поступивших от государства заказов», — писали в декабре 2023 года аналитики Института Гайдара в Москве.
Чтобы конкурировать за рабочую силу с военным производством, которое предлагает освобождение от призыва в дополнение к щедрым заработным платам, гражданскому сектору также пришлось повысить зарплаты, что, в свою очередь, стимулирует внутренний спрос, но усиливает инфляционное давление.
Однако если санкции не смогли остановить Россию от расходов, то ограниченный доступ к международным рынкам привел к увеличению стоимости импорта, создав еще одну потенциальную экономическую ловушку.
Окружные маршруты товаров, которые сейчас идут в Россию, сильно бьют по потребителям и ослабляют рубль, который потерял около 30 процентов своей стоимости по отношению к доллару в 2023 году.
График рубля к доллару США
«Огромные расходы бюджета в сочетании с изоляцией России. . . создайте эффект, подобный тому, когда вы кладете тесто в пластиковый контейнер», — говорит Прокопенко. «Оно поднимается до тех пор, пока не упирается в крышу, и потом идти уже некуда».
Рост государственных расходов привел к росту инфляции до 7-7,5%, что побудило центральный банк поднять ключевую процентную ставку до 16% — это даже более высокий показатель, чем на Украине.
После повышения ставок глава центрального банка Набиуллина предупредила, что эти расходы могут привести к перегреву российской экономики.
«Попытка использовать «голубиную» фискальную политику, чтобы превысить наш потенциал, приведет к росту цен [инфляции], который будет все больше и больше съедать сбережения и рост заработной платы. И в результате реального роста благосостояния домохозяйств не будет», - сказала она.
Темпы роста могут оказаться неустойчивыми, даже если Россия сохранит нынешний уровень военных расходов, говорят экономисты.
Даже аналитики государственной Российской академии наук говорят, что ограниченные мощности означают, что ключевые сектора экономики уже демонстрируют «признаки замедления». В их число входит снижение загрузки железнодорожного транспорта, что является одним из основных индикаторов экономического спада, пишут они в заметке.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
МВФ высоко оценил достижения экономики России и вдвое повысил прогноз
Bloomberg: вероятность рецессии в России в ближайшие полгода составляет 80%
США вчера ввели масштабные санкции против России
Как Россия пробила дыру в нефтяных санкциях Запада на 11 миллиардов долларов