Сырьевые трейдеры и банки покупают российские металлы, несмотря на санкции

30.10.2023 06:58

Спустя почти два года после начала военного конфликта между Россией и Украиной несколько западных банков и трейдеров, от Citigroup Inc. до Trafigura Group, снова охотно заключают сделки с российскими производителями металлов, пользуясь возможностью заработать, пока конкуренты держатся в стороне


Эти сделки показывают, как некоторые трейдеры умело маневрируют в условиях санкций и других ограничений в отношении России, чтобы сохранить доступ к ее природным ресурсам, пока западные политики пытаются понять, хотят ли они, чтобы компании работали с российским сырьем.

Что происходит у трейдеров

Желающих заработать на торговле металлами хватает, однако сделки с российскими активами дают солидную прибыль, отметил глава одного из торговых домов в частной беседе.

Западные страны не накладывали абсолютные ограничения на торговлю металлами, при этом в сделках не участвуют компании, находящиеся под санкциями США или Европы. Тем не менее статус российского сырья остается весьма щекотливой. Некоторые покупатели предпочитают не связываться с ним, что ведет к резкому росту продаж в Азии. Между тем конкурирующие производители пытались лоббировать запрет LME даже на поставки, не попавшие под санкции.

Теперь же на место правовой и этической неопределенности в отношении российских металлов приходит стабильность.

По словам людей, знакомых с ситуацией, Trafigura активно ищет новые сделки купли-продажи российского металла, стремясь обойти конкурента Glencore Plc, который активно покупает российский алюминий, но не собирается вести бизнес в России.

А на Лондонской бирже металлов финансовые компании, включая Citi и Squarepoint Capital LLP, покупают большие объемы российского алюминия, которого много скопилось на складах биржи.

Ведущие металлотрейдеры занимают различную позицию. Компания Glencore в марте 2022 года заявила, что «не будет иметь дело с сырьем российского происхождения», хотя у нее сохраняется крупный долгосрочный контракт на покупку алюминия у United Co. Rusal International PJSC. Компания также продолжает покупать медь у России и поставлять глинозем в Россию.


«Эти сделки являются частью контрактов, которые были заключены до начала военного конфликта на Украине, и соответствуют нашей политике в отношении российской деловой активности, которая была введена в действие в конце марта 2022 года», — пояснил представитель компании. «С начала конфликта Glencore не вела никаких новых деловых операций с российскими компаниями».


Trafigura, напротив, активно искала новые сделки в российской металлургической отрасли. Об этом на условиях анонимности сообщают источники, знакомые с этим вопросом. По словам собеседников, компания заключила срочное соглашение о покупке более 100 тыс. тонн меди у ПАО «ГМК «Норильский никель», а также закупает у российской компании значительные объемы никеля, что делает ее одним из крупнейших клиентов горнодобывающего гиганта.

Trafigura заключила соглашение о покупке почти 200 тыс. тонн алюминия у «Русала» в этом году, бросив прямой вызов Glencore, сообщили другие люди, знакомые с этим вопросом.

По словам собеседников, сырьевой трейдер также претендует на долгосрочный контракт на покупку цинковой руды, которая будет добываться на огромном Озерном руднике в Сибири. Ожидается, что он начнет производство в ближайшие несколько месяцев и после выхода на полную мощность станет одним из крупнейших цинковых рудников в мире. Среди других компаний, желающих приобрести продукцию рудника, — швейцарский торговый дом Open Mineral, а также две китайские компании, сказал один из собеседников.

IXM, третий по величине металлотрейдер после Glencore и Trafigura, не ведет никаких дел внутри России, заявил в недавнем интервью главный исполнительный директор компании Кенни Айвз. «Покупаем ли мы российский металл за пределами России? Да, покупаем. И я планирую продолжать покупать российский металл за пределами России, если у нас будет такая возможность, а наши конкуренты будут делать то же самое», — сказал он.

Тем временем швейцарская торговая компания Red Metal AG, которая была крупным покупателем российской меди, по словам управляющего директора Милана Поповича, прекратила такую деятельность. «Red Metal AG полностью расторгла все контракты с российскими поставщиками, и последняя поставка была осуществлена 6 сентября 2023 года», — сказал он, добавив, что теперь компания сосредоточится на других странах, включая Сербию, Узбекистан, Монголию, Китай и Казахстан.

Что происходит в банковской сфере

Аналогичный разброс в политике наблюдается и в банковской сфере. По словам трейдеров и банкиров, лишь немногие банки готовы финансировать покупку российских металлов напрямую у российских компаний, поскольку они опасаются санкций, логистических трудностей, этических и репутационных проблем.

Однако после поставки российского металла на LME некоторые банки в последние месяцы все охотнее покупают его, аргументируя это тем, что существует разница между финансированием сделки с участием российского предприятия и покупкой металла через главную мировую биржу.
Например, Citi в последние месяцы был одним из наиболее активных покупателей российского алюминия на LME. До недавнего времени банк избегал металла, производимого «Русалом», о чем в августе сообщало агентство Bloomberg, но теперь он, как крупный участник LME, с удовольствием принимает поставки российского металла, если он поступает через биржу.

Среди других крупных банков, занявших аналогичную позицию на рынке металлов, — ICBC Standard Bank Plc и Macquarie Group Ltd., которые, по словам людей, знакомых с ситуацией, готовы финансировать российский металл, если он был поставлен на LME.

Не только банки покупают российский металл на LME: хедж-фонд Squarepoint приобрел около 50 тыс. тонн алюминия, в основном российского, сообщило в начале месяца агентство Bloomberg.

Эти закупки способствуют укреплению рынка российского алюминия, в то время как некоторые конкуренты Русала предупреждали, что LME может быть наводнена российским металлом, который никто не будет покупать. В ходе консультаций, состоявшихся год назад, LME рассмотрела и отвергла этот аргумент: в итоге было принято решение продолжать принимать российский металл.

Тем не менее некоторые банки занимают более осторожную позицию. Например, Bank of Montreal, по словам человека, знакомого с этим вопросом, вообще не будет финансировать российский металл. Если трейдеры банка получают варранты на российский металл в расчетной системе LME, они немедленно перепродают их, сказал собеседник.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

«Русал» покупает доступ к 1,4 млн т китайского глинозема

Крупнейшая российская горнодобывающая компания «Норникель» планирует перенести часть торговли в Дубай

Glencore продала тысячи тонн российской меди через Турцию