Немецкие компании, локомотив крупнейшей экономики Европы, обдумывают болезненные сокращения производства и прибегают к загрязняющим окружающую среду формам энергии, которые ранее считались немыслимыми, поскольку они приспосабливаются к перспективе прекращения поставок российского газа.
Пар поднимается из градирен угольной электростанции RWE, одной из крупнейших в Европе компаний по производству электроэнергии в Нидераусземе, Германия, 3 марта 2016 г. REUTERS/Wolfgang Rattay
Сокращение поставок из России ускорило усилия всей немецкой промышленности по поиску альтернатив для поддержания работы заводов и ограничения экономических издержек.
Химический гигант BASF выясняет, какие заводы могут сократить производство в первую очередь, а конкурирующий Lanxess может отложить закрытие некоторых угольных электростанций.
Поскольку «Газпром» на прошлой неделе сократил потоки по газопроводу «Северный поток-1» из России в Германию на 60%, поставщик Proctor & Gamble (PG.N) Kelheim Fiber обдумал решение потратить миллионы на модернизацию своей газовой электростанции для того, чтобы она работала на мазуте.
86-летний баварский поставщик вискозных волокон, используемых в средствах гигиены и фильтрации, обратился к государству с просьбой помочь профинансировать модернизацию, которая будет стоить не менее 2 миллионов евро (2,10 миллиона долларов).
«Экономическая ситуация продолжает ухудшаться, и наши доступные запасы (газа) быстро истощаются», — сказал исполнительный директор Вольфганг Отт.
«У нефти есть только одно преимущество: поставки надежны», — отметил он, добавив, что модернизация завода займет 6-8 месяцев.
Отт добавил, что группа также ведет переговоры о кредитных линиях от государственного кредитора KfW, который разработал схему поддержки компаний, пострадавших от скачка цен на газ.
Aurubis , крупнейший в Европе медеплавильный завод, заявил, что также ищет замену, но адаптация электростанций стоит дорого и требует много времени.
Компании входят в число энергоемких фирм страны, которые ежегодно платят за энергию 17 миллиардов евро.
До тех пор, пока 24 февраля не началась специальная войсковая операция России в Украине, они были сосредоточены на сокращении выбросов углерода в соответствии с усилиями Германии по достижению климатических целей ЕС.
Теперь подавляющим приоритетом является выживание, даже если это означает замедление усилий по борьбе с глобальным потеплением.
Министр экономики Германии Роберт Хабек, член Зеленых, заявил, что более широкое использование угля в качестве источника энергии приведет к увеличению углеродного следа Германии.
«Это никоим образом никому не понравиться, кто стремится следовать современным глобальным тенденциям декарбонизации», — сказал он.
Сжигание мазута для получения энергии, как и угля, сильно загрязняет окружающую среду, и десять лет назад в Европе его в значительной степени прекратили.
Исторически и нефть, и газ стоили дороже, а уголь был самым дешевым способом запуска электростанции. Теперь вся энергия стоит дорого, а рынки нестабильны, что делает расчеты чрезвычайно сложными. Европейские цены на электроэнергию и газ достигли рекордных значений в ответ на опасения по поводу конфликта России и Украины.
Насколько будет плохо?
В четверг Германия запустила тревожную стадию своего чрезвычайного плана потребления газа, но не стала вносить изменения в закон, чтобы позволить энергетическим компаниям повышать цены для потребителей и предприятий.
Энергетический регулятор страны во вторник обрисовал планы по сокращению использования промышленного газа посредством тендерной системы, которая побудит производителей потреблять меньше.
«Сотни тысяч компаний работают над этим (сбережением энергии)», — сказал Зигфрид Руссвурм, президент немецкой отраслевой ассоциации BDI.
BASF, крупнейшая в мире химическая компания по объему продаж, работает над планами действий в чрезвычайных ситуациях для своего объекта в Людвигсхафене, крупнейшего промышленного потребителя электроэнергии в Германии, на долю которого приходится более 1% общего спроса страны.
При условии, что предложение не упадет ниже 50% от максимальной потребности в природном газе на объекте, BASF может продолжать эксплуатировать Людвигсхафен, который охватывает около 200 производственных площадок и потребляет 6 тераватт-часов электроэнергии в год, но с уменьшенной мощностью.
Точное сокращение будет зависеть от наличия газа, а также нефти в качестве заменителя, сообщил BASF Рейтер, но сказал, что если предложение упадет значительно ниже 50% в течение длительного периода, ему придется остановить производство.
В BASF заявили, что определение того, какие заводы будут отключены в первую очередь, будет зависеть от обсуждений с клиентами и политиками, и что некоторые из ее продуктов необходимы для производства продуктов питания, фармацевтической промышленности и автомобилестроения.
«Если дело дойдет до крайности, мы должны обсудить с Федеральным сетевым агентством, какие заводы нам следует закрыть», — заявила компания, отказавшись от дальнейших комментариев по поводу своего плана действий в чрезвычайных ситуациях в Людвигсхафене.
Руководство небольшого производителя специальных химикатов Lanxess, который был выделен из Bayer в 2005 г., ищет способы предотвращения простоев.
Одним из вариантов является возможная отсрочка запланированного поэтапного отказа от угольных электростанций, которые она все еще использует на своих немецких объектах в Леверкузене и Крефельде.
Это, по его словам, нанесет ущерб его углеродному следу.
«Но если мы вытесним себя с рынка с точки зрения продукта, нам придется закрыть заводы, и тогда сотни рабочих мест окажутся под угрозой увольнения».
По материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Канада ставит газовый рынок Европы на грань своими санкциями против «Газпрома»
Газ резко подешевел в США и взлетел в Европе после новостей из Техаса
Цены на газ рухнули в США и взлетели в Европе
Поможет ли Азербайджан Европе преодолеть газовый кризис
Потоки российского газа в Европу продолжают сокращаться на фоне дипломатических баталий