Центральный банк Турции произвел еще одно снижение процентной ставки, которое превысило прогнозы аналитиков, после того, как президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заключил сделку по обеспечению буферной зоны на севере Сирии, что ослабило обеспокоенность по поводу последствий его вторжения на территорию южного соседнего государства в попытке вытеснить курдов.
Комитет по денежно-кредитной политике ЦБ снизил свою ключевую ставку до 14% с 16.5% в четверг. Это намного больше, чем прогнозировал любой из 30 аналитиков, опрошенных Блумберг, в результате чего ослабление монетарной политике при Мурате Уйсале составила 10 процентов. Новый глава предпочел сокращение ставки больше, чем прогнозировалось, во всех трех случаях, когда он понижал ставки с тех пор, как приступил к работе в июле. Лира ослабла.
«Центральный банк испытывает судьбу, проверяя толерантность рынка очень быстрыми темпами смягчения денежно-кредитной политики», - сказал Петр Матис, стратег в Rabobank в Лондоне.
Немного оставалось препятствий на пути третьего снижения ставки ЦБ подряд после соглашения Эрдогана во вторник с президентом России Владимиром Путиным, которое ослабило негативное влияние военного противостояния в Сирии на лиру. Валюта, похоже, идет на поправку, поскольку опасения влияния политических и экономических потрясений на экономику и лиру резко ослабло в последнее время. Так, валюта положительно отреагировала на решение Дональда Трампа отменить недавно введенные американцами санкции против Турции.
Но, учитывая риски для лиры, она упала на 0.6% по отношению к доллару после объявления о ставке после двух дней роста. Это по-прежнему худший показатель на развивающихся рынках в этом месяце после песо в Аргентине.
Оценка Эрдогана
До того, как эскалация событий в Сирии всколыхнула турецкие рынки, Эрдоган произносил редкие слова похвалы центральному банку. Президент Турции по-прежнему зациклен на снижении стоимости заимствований, что, по его мнению, обуздает инфляцию, и сказал, что он ждет дальнейшие денежные стимулы. Он уволил предшественника Уйсала за то, что тот был слишком медлителен, за то что повышал ставки «по учебнику», когда росла инфляция и девальвировалась валюта, тогда как Эрдоган, напротив, требовал смягчения ДКП.
Инъекция денежного вливания является своевременной, потому что экономика Турции продолжает оставаться слабой, несмотря на выход из краткого спада в начале этого года. Объем промышленного производства в августе падал 12-й месяц подряд, а безработица колеблется на рекордно высоком уровне с учетом сезонных колебаний.
Между тем, более стабильная лира и эффект высокой базы сравнения привели к ослаблению роста цен в сентябре до однозначных цифр, впервые за два года. С учетом инфляции реальная ставка Турции сейчас намного выше, чем у ее аналогов, включая Южную Африку и Россию. Ожидается, что к концу года небольшое ускорение инфляции приведёт к низким двузначным цифрам в соответствии с базовыми сценариями как правительства, так и центрального банка.
Больше ослабления?
Цикл ослабления Турции теперь может быть близок к завершению. Уйсал недавно дал понять, что центральный банк может замедлить темпы снижения ставок.
Но в связи с тем, что инфляция в этом месяце продолжит снижаться и к концу года будет на уровне 11–12%, политики могут осуществить еще одно сокращение на заключительном собрании этого года в декабре, «если, конечно, лира будет в целом стабильной», сказал Найджел Ренделл, старший аналитик Medley Global Advisors LLC в Лондоне. «Эрдоган отчаянно пытается снизить процентные ставки, и центральный банк не в состоянии возражать», - сказал он.
Каган Koк, Стамбул, Bloomberg