Американский индекс широкого рынка S&P 500 вырос приблизительно на 5% с конца августа. В основу этого роста легло мнение о том, что экономика не так уж и плоха, как сигнализировала инверсия доходности облигаций Казначейства США, которая, по мнению некоторых экспертов, является предвестником экономической рецессии.
Снижение ставок по ипотечным кредитам улучшило состояние рынка недвижимости, потребительские расходы выглядят стабильно, а июльские данные по производственным заказам и промышленному производству за август превзошли прогнозы. Эта, а также другая макроэкономическая статистика привела к росту индекса экономического сюрприза, рассчитываемого Citigroup, до максимальных значений с апреля 2018 года.
Однако, одно дело, когда этот индекс демонстрирует рост в момент экономического подъема, и совсем другое дело, когда экономика, как сейчас — замедляется, утверждает бывший глобальный исполнительный редактор Bloomberg Роберт Берджесс. В прошлом он отвечал за тематику финансовых рынков для Bloomberg News, а также был главным редактором новостного блока о компаниях, работающих на кредитном рынке. Сейчас он ведет собственную колонку в Bloomberg.
Согласно методологии расчета индекса экономического сюрприза, значения выше нуля означают, что фактические экономические данные превосходят прогнозные оценки. Еще в начале июля индекс был вблизи минус 60 пунктов, но к настоящему моменту резко вырос до плюс 44.7 пункта.
Прежде чем делать вывод о том, что экономика стала лучше, следует понимать контекст, утверждает Роберт Берджесс. Одно дело, когда индекс Citigroup выше нуля во время экономического подъема. Совсем другое — сейчас, когда экономика на спаде. Сейчас данные превышают заниженные оценки, а не превосходят завышенные прогнозы. Другими словами, в настоящий момент планка ниже.
Ярким примером, доказывающим позицию Берджесса, является период конца 2013 — начала 2014 г. Тогда индекс экономического сюрприза взлетел выше 70 пунктов, причем всего за 10 недель. В итоге экономический рост по итогам 1 квартала 2014 года сократился на 1.1%.
Или же еще один пример. Начало 2015 года. К концу марта индекс упал с +40 до -70 пунктов. Однако экономика в первом квартале выросла на 3.2%.
В середине 2017 года индекс вырос до +80 пунктов и, действительно, указывал на сильную экономику. Но он не позволяет предвидеть замедления в будущем, утверждает эксперт.
Стоит отметить, что даже самые авторитетные эксперты Wall Street сейчас находятся в смятении относительно экономических перспектив. Так, в прошлом году средняя оценка 69 экспертов, участвовавших в опросе Bloomberg, пророчили американской экономике рост ВВП на 2.8%. Однако фактически показатель вырос лишь на 2.5%.
Помимо торговой войны между США и Китаем, которая является серьезным фактором неопределенности будущего, опасения вызывает геополитическая напряженность на Ближнем Востоке.
Важно понимать, что индексы сюрприза больше говорят о том, как именно экономисты скорректировали свои прогнозные оценки, а не о том, куда реально движется экономика.
По теме:
11 признаков того, что экономика США стоит на пороге рецессии