На фото: совладелец Русала, миллиардер Олег Дерипаска
Миллиардер отказался от абсолютного контроля над своей флагманской компанией, чтобы добиться снятия санкций, наложенных администрацией Трампа, которые вдвое снизили ее стоимость. Но прежде он наметил план восстановления — не без участия президента России.
Пока посредники миллиардера стремились повлиять на власти в Вашингтоне, он сам последние девять месяцев провел в Москве, пытаясь открыть новые рынки для Русала, чтобы значительно снизить зависимость от экспорта. По словам одного чиновника, Дерипаска и его доверенные лица так часто бывали в Кремле, что казалось, у них там есть собственный офис.
На данный момент Дерипаске удалось отменить 15-летний запрет на использование алюминиевой проводки в жилищном строительстве и убедить местные власти по всей стране строить пешеходные мосты из алюминия вместо стали впервые за полвека. По мнению некоторых должностных лиц, эти и другие нормативные изменения в работах приведут к увеличению использования металла в России более чем в два раза в течение десяти лет.
Илья Джус, пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Козака, который курирует данные проекты, считает, что помимо развития внутреннего рынка и создания новых товаров, одной из целей программы является защита интересов тысяч сотрудников алюминиевой отрасли.
Внутренний спрос
В Алюминиевой ассоциации, лоббистской группе, основанной совместно с Русалом, ожидают, что к 2028 году годовой спрос в России достигнет 2.5 млн тонн по сравнению с 1.1 млн тонн в прошлом году. По расчетам Bloomberg, это может увеличить внутреннюю часть мировых продаж Русала почти до двух третей; ранее она составляла менее одной трети. До введения санкций в апреле прошлого года Русалу, единственному российскому производителю первичного алюминия, принадлежало около 10% мирового рынка.
И что даже лучше для Дерипаски, который до сих пор остается в американском черном списке, рост будет обеспечиваться в основном за счет более прибыльной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это оконные рамы и кровельные материалы, которые Москва планирует использовать при модернизации и расширении жилищного фонда — на сумму $50 млрд. Русал также производит десятки специальных материалов, используемых в различных отраслях промышленности, многие из которых имеют военное применение.
Дерипаска уже давно утверждает, что нормативная база страны в сфере строительства, транспорта, сельского хозяйства, а также в других сегментах отстает от прогресса, достигнутого в производстве алюминия. Однако его пропагандистская кампания не давала особого результата, пока он сам и его компании не подверглись санкциям со стороны США в рамках более масштабной борьбы с «враждебными» действиями Путина, как это называют в Министерстве финансов США.
Санкции, по сути, отрезали Русал от международной финансовой системы, пошатнув рынок алюминия, ослабив рубль и поставив под угрозу российский рынок труда. Государственные СМИ в ответ обрушились с критикой на «имперский произвол Америки», усилив поддержку правительственных действий со стороны общественности, a как раз таких изменений и ждал Дерипаска.
Как отмечает Кирилл Чуйко, руководитель аналитического отдела БКС Глобал Маркетс, после введения санкций девиз «все из алюминия» стал регулярно звучать на заседаниях правительства, и Русал быстро активизировал свои лоббистские усилия.
Теплоход «Петр Великий»
Сейчас в российских новостях часто рассказывают о различных, а иногда и уникальных, способах применения многофункционального металла, продвигаемого Русалом. В прошлом году заголовки национальных СМИ пестрели сообщениями о том, что завершилось строительство алюминиевой надстройки для крупнейшего в России плоскодонного пассажирского судна. (При этом старт строительству «Петра Великого», который будет курсировать по рекам Каспийского региона, дал Путин)
Государственные телеканалы также широко освещали поставку Русалом материалов для мостов, которые были возведены в Красноярске в преддверии зимней Универсиаде-2019. В Москве вдоль Яузы проходят алюминиевые пешеходные мостики, а над зоопарком — алюминиевый надземный переход.
Потребление алюминия в России растет гораздо быстрее экономики в целом, примерно на 6% в год, начиная с 2015 года. Даже притом, что это 7.5 кг на душу населения, спрос составляет только около трети от спроса в США, Китае, Германии и других странах, которые быстрее адаптируются к изменениям в данной отрасли.
По словам Алексея Рубцова, пресс-секретаря Алюминиевой ассоциации, только сейчас нормативные органы пересматривают свое отношение к алюминию и сплавам. Некоторые нормативные акты не обновлялись с советских времен.
Пиво, велосипеды
Тем не менее, Дерипаске не удалось получить от Путина карт-бланш. Некоторые его предложения были отклонены, по крайней мере, на данный момент.
Среди них ужесточение ограничений на продажу пива в пластиковых бутылках вместо алюминиевых банок, т.к. эта мера ударила бы по нефтехимической промышленности. Также власти отклонили введение пошлины на импортные велосипеды и комплектующие для них, что должно было бы стимулировать внутреннее производство.
Русалу предстоит преодолеть серьезные препятствия, чтобы вернуть себе долю рынка и доверие инвесторов. Акции, зарегистрированные Русалом в Гонконге, оцениваются примерно в $6.3 млрд, что составляет менее половины стоимости до ввода санкций, даже с учетом того, что компания прибавила более 25% с начала года.
Тем не менее, благодаря российским регуляторам Русал сейчас имеет больше возможностей для роста, чем девять месяцев назад.
Борис Красноженов, директор аналитического департамента Альфа-Банка, считает, что после введения санкций повышение продаж на внутреннем рынке стратегически важно для Русала. Цель вполне достижима, особенно учитывая, что правительство планирует вдвое увеличить расходы на одно только строительство.
По теме:
Америка положила конец борьбе между Дерипаской и Потаниным