Брекзит обнажил слабые места долговых рынков Британии

15.01.2019 18:38

Инвесторы бездействуют и тем самым ставят под угрозу некоторые классы активов


Британские долговые рынки сохраняли относительное спокойствие на протяжении последних двух лет в ожидании Брекзита. Но все изменится, если в марте случится хаотичный выход страны из ЕС, предупреждают эксперты FT.

С 2017 года в каждом сегменте экономики страны, будь то бизнес, домохозяйства или правительство, расходы превышали доходы. Это означает, что финансирование активности в целом зависело от притоков капитала извне. К слову, дефицит счета текущих операций превысил 5% от национального дохода, оказавшись самым высоких среди богатых стран Б7.

 Угроза массового бегства инвесторов

Однако приток капитала по большей части не носил долгосрочного характера: к примеру, это были поглощения британских компаний или финансирование инфраструктурных проектов. Скорее, наличность, которая пришла в страну извне, относится к так называемым «горячим деньгам», которые могут быстро отправиться обратно, если беспорядочный Брекзит спугнет инвесторов.  

Часть этих денег уже начала утекать из страны, нивелируя эффект от подъема финансирования со стороны британских инвесторов, которые продают свои доли в иностранных активах. Но если эта тенденция усилится, внутреннего спроса может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать отток зарубежных инвесторов, которые рискуют столкнуться либо с обвалом курса стерлинга или падением цен на британские активы.


«Мы наблюдаем существенное сокращение притока долгосрочного иностранного капитала на британские рынки. Экономика стала зависимой от краткосрочных инвестиций», - отметил Дэвид Оуэн, старший европейский экономист нью-йоркского инвестиционного банка Jefferies.


 Гособлигации в безопасности?

Некоторые части долговых рынков  защищены лучше остальных. Например, рынок государственных облигаций или гилтов относительно изолирован, учитывая, что почти четыре пятых бумаг в обращении на руках  у местных инвесторов.

Таким образом, государственные облигации ведут себя спокойнее других. Доходность 10-летних бумаг начала этот год примерно в том же районе, что и в начале 2018-го – вблизи уровня 1.26%. Показатель доходности находится в диапазоне 1-1.4% с первых месяцев после референдума 2016 года

Но иностранные покупки сходят на нет – по данным Банка Англии, чистые покупки гилтов иностранными инвесторами в прошлом году достигли минимального уровня более чем за три года.

Джон Стопфорд из  Investec Asset Management в Лондоне отмечает, что иностранные инвесторы бездействуют в ожидании возможностей на других рынках по мере того, как в Британии продолжается драма под названием Брекзит.

 Политическая неопределенность как барьер


 «В целом люди не стремятся принимать на себя британские риски из-за политической неопределенности», - добавил эксперт.


В некотором роде Британия находится в неплохой форме благодаря внушительному объему иностранных активов, которые дорожают, когда падает фунт. При этом экономика подвержена риску со стороны девальвации стерлинга, которая не исключена, учитывая зависимость валюты от притока иностранного капитала.

 Адаптационные механизмы

Кристин Форбс, профессор экономики Массачусетского технологического института и бывший член комитета по монетарной политике Банка Англии, полагает, что страна располагает естественными адаптационными механизмами, чтобы  финансировать себя в периоды стресса.

Задействование этих механизмов позволит избежать распространения негативного эффекта, который заставил бы инвесторов требовать более высокую премию за риск по британским активам и повлек бы так называемый порочный круг, с которым часто приходится сталкиваться развивающимся экономикам.

В результате падение курса стерлинга означает, что местные пенсионные фонды с активами и доходами в иностранной валюте оказываются с достаточным объемом наличных, чтобы переориентироваться на более безопасные британские активы.

Майлз Тим, управляющий из M&G, отмечает, что некоторые иностранные инвесторы на самом деле покупают больше британских активов на падении стерлинга, имея определенную аллокацию в активы, выраженные в британской валюте, тогда как стоимость существующих активов во владении падает, расширяя пространство для маневра.

Проблемные долги

Более серьезное беспокойство вызывают объемы заемных финансов. В своем последнем Отчете о финансовой стабильности Банк Англии отметил, что «значимая доля» притока капитала с 2016 года приходится на категорию «прочие инвестиции», которые включают притоки долгов и вкладов в банки, которые носят краткосрочный характер и, соответственно, подвержены риску рефинансирования.

По словам Центробанка, британский рынок проблемных долгов (задолженностей, предоставляемых компаниям, уже погрязших в долгах), особенно сильно зависим от  иностранных инвестиций – на их долю приходится 85% из совокупного выпуска нефинансовыми британскими компаниями.

Что поможет

Недавняя турбулентность на рынках ударила по мировым проблемным долгам, рыночная стоимость которых в Европе упала в прошлом году на 2.4% и внесла вклад в отток капитала из Британии. Во втором и третьем кварталах прошлого года приток «горячих денег» в Британию развернулся, повысив зависимость страны от самостоятельного финансирования за счет продажи иностранных активов.  


 «В двух последних кварталах резиденты избавлялись от иностранных активов, а иностранные инвесторы продавали британские активы», - говорит Сэмюэль Томбс, главный британский экономист Pantheon Macroeconomics.


По его словам, этот процесс неустойчив, а ситуация может разрешиться, если либо политическая неопределенность сойдет на нет, сделав британские активы более привлекательными, либо если стерлинг или местные активы обвалятся до интересных для покупок уровней.


 «Для разрешения проблемы дефицита счета текущих операций потребуется внушительное падение курса стерлинга», – добавил эксперт.


По теме:

ING: курс фунта к доллару может взлететь до $1.40 или рухнуть до $1.12

The Telegraph: Брекзит откладывается

 

Брекзит окончательно затуманил перспективы фунта: аналитики идут наощупь