Бычий рынок, который на протяжении десяти лет озадачивал и заводил в тупик продавцов, исчерпал себя. И теперь все – и быки, и медведи – провожают его «в последний путь». Обвал оказался стремительным: волна практически непрерывных распродаж буквально за три месяца обвалила индекс S&P 500 почти на 20%. Dow Jones Industrial Average упал более чем на 5 тыс. пунктов от рекордных максимумов, пережив худший декабрь с 1931 года.
«Это было продолжительное ралли. В целом рынок выглядел очень, очень сильным – до двух последних месяцев. Для управления активами последнее десятилетие оказалось более чем благоприятным», - комментирует Джон Кари, управляющий директор и портфельный управляющий Amundi Pioneer Asset Management.
Все не так страшно
Но бычий рынок еще официально не закончился. S&P 500 до полноценного входа на территорию медведей осталось еще 7 пунктов. Примечательно, что индекс уже подходил к этой точке в 1998 и 2011 годах, откуда восстанавливался. Но даже в случае пробоя, ничего магического в 20%-ном падении не будет. Трамп может исправить положение дел, а Федрезерв может прекратить повышать ставки, а значит, медведи могут вернуться в спячку.
Немаловажно и то, что фундаментальные показатели остаются сильными. ВВП растет, прибыли увеличиваются, а экономические данные не дают откровенных сигналов о рецессии. Ситуация выглядит вполне неплохо в сравнении с прошлыми эпизодами, которые пришлось пережить быкам. Например, в 2011 году, когда квартальный рост ВВП дважды выходил на отрицательную территорию, или в 2016-м, когда упали корпоративные прибыли.
«Ирония всей этой ситуации в том, что в 2018 году наконец-то появилось ощущение нормализации экономики, которая вернулась в докризисное состояние. До того, как правительство пошло на снижение налогов и увеличение расходов год назад, быкам было сложно: они преодолевали одно препятствие за другим, а главная проблема в том, что экономическая статистика не подтверждала бычий рынок», - полагает Майкл Первезу, главный стратег Weeden & Co по мировым рынкам.
Ностальгия
Для многих инвесторов ралли было морально тяжелым, особенно на его начальных стадиях, когда акции выступали в роли лакмусовой бумажки действий ФРС по борьбе с финансовым кризисом. Прибыли росли, подпитывая энтузиазм быков, тогда как зарплаты продолжали стагнировать. Большую часть времени с 2009 года S&P 500 заметно опережал темпы роста ВВП и зарплат.
«Рынок удивил всех, тем, что сформировал дно и на большой скорости поднялся от минимумов. Проблема оценки динамики фондового рынка на предмет завершения финансового кризиса в том, что это всего лишь одна из деталей пазла. Процесс восстановления экономики как таковой очень вялый», - отметил Крис Заккарелли, инвестиционный директор Independent Advisor Alliance.
Кризис еще здесь?
Сейчас акции падают на фоне сворачивания стимулов, запущенных Бернанке. В этих условиях неизбежны сомнения в том, что финансовый кризис действительно завершился.
«Судя по балансу Федрезерва, кризис продолжается. В этом году влияние оказало ужесточение монетарной политики. Центробанк продолжает сокращать свой баланс, и это след кризиса, который остается с нами по сей день. Инвесторы хорошо помнят, что происходило в 2007 и 2008 годах, и это видно по их тревожному состоянию», - добавил Заккарелли.
От минимумов марта 2009 года индекс S&P 500 поднялся в четыре раза, достигнув исторического максимума в сентябре. Инвесторы заработали на акциях в 2013 году больше, чем в любом другом году со времен пузырей доткомов. Те, кто продавали после схлопывания пузыря, получили прибыль в размере 151% по бумагам Microsoft, 237% - по Amazon и 345% - по Netflix. Nvidia, которая увеличила свой капитал втрое в 2016 году, почти удвоилась в 2017 году. В начале октября акции компании торговались с повышением на 49%. Сейчас Nvidia несет потери в размере 34% и, похоже, зафиксирует худшие показатели прибыли со времен финансового кризиса.
Таким образом, если на перспективу сложно найти оправдание такому болезненному обвалу, который происходит сейчас, то, как показывают события прошлых лет, объективные причины для тревоги были.
«Самые крупные компании становились еще больше, и в результате прибыли стали зависеть от группы лидеров. А когда часть из них столкнулась с фундаментальными проблемами, рынок был не подготовлен к такому сценарию. Основная идея состоит в том, что рынки должны двигаться в обоих направлениях», - подчеркнул Майкл О’Pурк, главный рыночный стратег JonesTrading.
По теме:
Мнение: Пауэлл должен защитить ФРС, если Трамп захочет его уволить
Эксперты назвали виновных в обвале рынка акций США
JPMorgan: через два года экономика США скатится в рецессию