Спрос на нефть достигнет пика, но еще не скоро

19.09.2018 16:56

В будущем настанет момент, когда спрос на нефть перестанет расти. Но недавние прогнозы, которые предполагают, что это произойдет в 2023 году, следует оценивать с долей скептицизма.

Долгосрочные прогнозы по рынку нефти славятся неверными предположениями и зачастую заставляют краснеть тех, кто дает агрессивные оценки. Вспомните пророчества о достижении пика спроса, которые взбудоражили рынки десять лет назад. На сегодняшний день индустрия переживает беспрецедентную «эпоху изобилия» благодаря продуктивной сланцевой революции. Картина мирового предложения выглядит настолько сильной, что страны ОПЕК и их партнеры во главе с Россией решили намерено ограничить добычу в конце 2016 года, чтобы предотвратить обвал мировых цен.

Последние прогнозы, предполагающие достижение пикового спроса в 2023 году, представлены Carbon Tracker Initiative, лондонской компанией, финансируемой группой организаций, которые выступают за ужесточение политики в области изменения климата, а также норвежской DNV GL, которая фокусируется на устойчивых инвестициях. Обе группы преследуют свои корыстные интересы в нефтяной отрасли, и их основная цель – борьба с использованием ископаемого топлива.

Но не следует расценивать их исследование как сугубо политический продукт. Даже крупные нефтяные компании обсуждают тему пикового спроса. Когда ранее в этом году глава Royal Dutch Shell Бен ван Берден сказал, что спрос может достичь пика уже в 2025 году, эта оценка активно мелькала в новостных заголовках.

Однако более тщательная оценка его комментариев раскрывает важные оговорки. Ван Берден назвал свой прогноз «сценарием золотой середины», при котором все страны соблюдают условия парижского соглашения по климату, подписанного в 2015 году. Но этого не происходит. В прошлом году Америка вышла из соглашения по инициативе Трампа, и в целом его будущее на мировом уровне находится под угрозой, если судить по итогам последней конференции ООН в Бангкоке. 

Проблема прогнозов достижения пика спроса заключается в наличии слишком большого числа переменных. Прогнозирование темпов перехода на низкоуглеродную энергетику – дело неблагодарное. Даже незначительные изменения оценок – в вопросе развития технологий, распространения электромобилей, затрат на возобновляемые и альтернативные источники энергии в сравнении с традиционными видами ископаемого топлива – могут привести к совершенно разным выводам. Энергетический переход произойдет в ближайшие десятилетия, но целый спектр политических, экономических и социальных факторов будут определять фактические темпы реализации этого процесса в мировой энергетической системе.

Более реалистичная оценка Shell Oil состоит в том, что спрос на нефть продолжит расти в ближайшие 20 лет. Эту точку зрения разделяет ее конкурент BP и консалтинговые компании, включая Wood Mackenzie. Что еще важнее, большинство считает, что после плавного достижения пика спрос будет оставаться высоким.

Все потому, что даже если электрокары активно проникнут на рынок перевозок, спрос на нефть продолжит расти в других секторах, включая грузовой автотранспорт, авиацию и особенно нефтехимическую промышленность. По оценкам МЭА, потребление продуктов от удобрения и пластика до косметических товаров станет драйвером четверти роста спроса на нефть в ближайшие пять лет. Крупные развивающиеся экономики, такие как Китай и Индия, продолжают активно строить новые массивные НПЗ и нефтехимические комплексы.

Главный страх в отрасли – изменение восприятия инвесторов, которое может произойти, если спрос на нефть перестанет расти. Психология – мощный драйвер на рынках черного золота. Чтобы понять, насколько сильно влияют опасения краха, достаточно вспомнить, что произошло с угольной промышленностью США за последние 15 лет. Когда спрос достиг пика, инвесторы ринулись к выходу и цены обвалились, несмотря на то, что на уголь до сих пор приходится почти 30% выработки электроэнергии в стране.

Но нефтегазовые компании – это другая история. Действительно, большинство «нефтяных» компаний тоже располагают огромными резервами природного газа, топлива, которое уже играет колоссальную роль в процессе энергетического перехода. Переход энергетических систем на газ – главная причина, по которой в прошлом году выбросы углерода в стране достигли 25-летнего минимума.

Перед истерией по поводу пика спроса подвержены такие активы, как долгосрочные проекты с высокими уровнями безубыточности, требующие миллиардов долларов на развитие, поскольку акционеры ставят на то, что они будут производить нефтепродукты десятилетиями. Нефтеносные пески Канады тоже в зоне риска, и за последние годы ряд крупных нефтяных компаний вышли из нескольких проектов в этой стране.

Нефтяная отрасль США, особенно сланцева индустрия, продолжает оставаться хорошей инвестицией несмотря на то, что мир движется к пиковому спросу. Сланец характеризуется коротким циклом, где производство можно полноценно запустить в считанные месяцы после принятия инвестиционного решения. Таким образом, это невероятно гибкий актив для владельцев данного бизнеса, которые могут относительно быстро наращивать и сокращать объемы производства в зависимости от рыночных условий. Также здесь низкий уровень безубыточности, благодаря чему сланец занимал ведущие позиции в недавней ценовой войне с ОПЕК.

Так что когда вы слышите предупреждения о грядущем достижении пика спроса,  не доверяйте им в полной мере. Да, мы движемся в сторону сокращения потребления нефти за счет роста эффективности и появления альтернативных инновационных технологий. Но мы еще не скоро увидим жизнеспособный продукт, который сможет полноценно составить конкуренцию нефти. Инвесторам не следует полностью игнорировать угрозу достижения пика, но на данном этапе причин для паники точно нет.

По теме: Парадокс пиковой нефти 

По теме: Нефть. От бума к спаду и так по замкнутому кругу

Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях