Турция принимает горькие пилюли. Но помогут ли они в условиях разрастающегося кризиса?

15.09.2018 17:56

 Центробанк Турции агрессивно повысил ставку до 24% в попытке стабилизировать курс лиры и восстановить пошатнувшееся доверие к экономике. Такое решение регулятор принял в период, когда страны Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока вынуждены ужесточать монетарную политику, чтобы защитить свои валюты и предотвратить бегство капитала.


 «Это происходит повсюду. И все это спровоцировано действиями Федрезерва США», - утверждает Ларс Кристенсен из Markets & Money Advisory.


Федрезерв снижает уровень ликвидности на мировом уровне, повышая ставки и сворачивая программу количественного смягчения ускоренными темпами. Это трансформируется в системное давление на все те страны, которые упивались долларовыми кредитами в период, когда Центробанки G4 закачивали в международную систему по $2 трлн в год.

Банк Турции повысил реальные ставки до 6%, что станет настоящим потрясением для уязвимой банковской системы страны и экономики, которая держится на кредитах. И это практически гарантирует глубокую рецессию.


 «Это было верное решение, но восстановить баланс будет трудно», - отмечает Тим Эш из BlueBay.


Робин Брукс из Института международных финансов говорит, что экономический кризис в Турции может оказаться еще глубже, чем драма, которая параллельно разворачивается в Аргентине, учитывая масштабы кредитного бума и «внезапное прекращение» внешнего финансирования.  На форуме в четверг глава МВФ Кристин Лагард отметила, что уровень риска на развивающихся рынках достиг крайней точки, невиданной с начала долгового кризиса 1980-х гг. 


 «Суть в том, что высокие уровни долговой нагрузки обострили уязвимость многих правительств к внезапному ужесточению условий на мировых финансовых рынках и повышению процентных ставок», - подчеркнула Лагард. 


Глава МВФ предупредила, что 40% стран с низкими доходами уже сталкиваются с «существенными долговыми проблемами», а также напомнила популистским лидерам о том, что «доверие медленно создается и накапливается, но быстро разрушается». Эти слова будто были адресованы турецкому президенту Эрдогану, который распугал иностранных инвесторов своей агрессией в адрес Центробанка и рейтинговых агентств. ЮАР уже пребывает в рецессии. Индия, Индонезия, Мексика, Египет, Украина и Филиппины были вынуждены повысить ставки, чтобы защитить свои валюты от девальвации.  

Вынужденное замедление в таком количестве стран одновременно отразилось на мировой экономике в целом и спровоцировало сокращение глобальной торговли в летний период. Это может послужить объяснением масштабного сокращения промышленного производства в Германии и Италии в июле. Хольгер Шмидинг из Berenberg Bank отмечает, что одного 25%-ного падения экспорта в Турцию достаточно, чтобы «отобрать» у ВВП Еврозоны 0.1%.

В Институте международных финансов беспокоятся, что Китай тоже попадет в этот водоворот, переживая «кредитное похмелье» и торговую войну с США. Поразительно, что рост доходности 10-летних трежерис всего на 60 базисных пунктов в этом году уже привел к еще более глубокому стресс у на развивающихся рынках, чем в 2013 году, когда шок был масштабнее. Это указывает на уязвимость мировой экономики в целом.

 По мнению Кристенсена, Федрезерв продолжит повышать ставки и сокращать свой баланс до тех пор, пока в мировой финансовой системе не произойдет сбой. В начале 2016 года Йеллен приостановила цикл ужесточения и тем самым помогла мировой экономике удержаться на плаву, когда ситуация с китайской валютой угрожала выйти из-под контроля. В нынешней обстановке такое «спасение» сложно себе представить.

Тогда представитель ФРС Брейнард придерживалась ультра-голубиных взглядов. Сейчас она отъявленный ястреб. В среду она взбудоражила Уолл-стрит своими заявлениями о том, что Федрезерву, возможно, придется ускорить темпы ужесточения политики для борьбы с инфляцией.


 «Ее слова прозвучали тревожно. Но у Центробанка просто нет выбора», - подчеркнул Кристенсен.


Американский Центробанк должен держать удар от фискальных стимулов конгресса, которые раздули дефицит до 5% от ВВП в пик цикла, когда это максимально неуместно. Экономика уже перегревается и приближается к полной загрузке мощностей. Безработица находится на 50-летнем минимуме 3.9%.

По оценкам Банка международных расчетов, за последнее десятилетие развивающиеся рынки удвоили свою долларовую долговую нагрузку в форме кредитов, выпуска облигаций и эквивалентных производных инструментов до $7.2 трлн. Сейчас эти страны ощущают на себе удары сразу с двух фронтов – со стороны растущего доллара и повышения ставок. Это ночной кошмар, который становится реальностью.

В конечном счете обратный эффект для самой Америки заставит ФРС нажать на тормоз и начать снижать ставки снова, но к тому времени мировой спад, скорее всего, уже будет не остановить. Что касается решения Банка Турции повысить ставки, его вряд ли будет достаточно, чтобы восстановить доверие без «фискального правила» или внешней поддержки, например, со стороны МВФ, а также прекращения практики «враждебной дипломатии» Эрдоганом.

У Турции нет права на ошибку. Инвалютный долг компаний, банков и государства в общей сложности составляет 55% от ВВП, и большая честь приходится на короткие сроки погашения. В BlueBay отмечают, что потребность страны во внешнем финансировании на ближайшие 12 месяцев составляет 240 млрд евро. А тем временем доступные чистые резервы сократились до жалких 30 млрд долларов.

После повышения ставки лира укрепилась на 3% - до уровня 6.22. Но курс валюты все еще на 40% ниже февральских уровней. Более сильная валюта помогает банкам, которые сталкиваются с сокращением буферов капитала на 50 пунктов с каждым 10%-ным падением курса лиры. Но с другой стороны, такое агрессивное ужесточение политики рискует спровоцировать кредитный кризис через другие механизмы.

В агентстве Standard & Poor’s отметили, что плохие долги страны уже достигли двузначных цифр. Компании в строительном и энергетическом секторах имеют долги в долларах, а выручку – в лирах. И мало кто захеджирован. В связи с этом рейтинговое агентство указывает на все более явные признаки стресса. Затраты на обслуживание долга стремительно растут, а государственное финансирование больше не выглядит устойчивым.


«Инвесторы опасаются, что страна в конечном итоге будет вынуждена монетизировать свой долг, как Венесуэла. Аргентина уже на грани реализации такого сценария. И Турция на очереди», - предупредил Кристенсен.


 По теме: Курс лиры взлетел на 5% на решении ЦБ поднять ставку до 24%

По теме: Курс рубля резко взлетел на неожиданных решениях Банка РоссииВалютный рынок

По теме: Модель Goldman указывает на дальнейшую девальвацию валют развивающихся стран

Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях