Трамп отпугнул инвесторов от иранской нефти

09.03.2018 13:37

Многие международные нефтяные компании не решаются инвестировать средства в Иран из-за угрозы повторных санкций со стороны США.

Предполагалось, что после ядерной сделки нефтегазовая индустрия Ирана пойдет в гору. Однако, как оказалось, одна из крупнейших в мире энергетических отраслей пребывает в застое. Международные нефтяные компании остаются в стороне, с опаской поглядывая на Трампа, который грозится разорвать соглашение 2016 года и снова ввести санкции в отношении нефтяного сектора в обмен на ограничения по ядерной программе.

Иранские власти прогнозировали, что к настоящему моменту сделка приведет к увеличению ежегодного притока инвестиций на $10 млрд. Но за два года поступил лишь $1.3 млрд, по большей части из Китая, отмечает Г. Фалакшахи, аналитик консалтинговой компании Wood Mackenzie, специализирующийся на Иране. После изначального подъема производственная мощность, по данным Международного энергетического агентства, застряла на уровне 3.85 млн баррелей в день, что гораздо ниже оценок, озвученных ранее иранскими чиновниками за последние несколько лет. В день избрания Трампа французская Total подписала $1-миллиардную сделку, которую называли предвестником притока инвестиций с Запада. Однако этого не произошло.

По теме: SEB: ответ Ирана на санкции США может обрушить доллар и взвинтить цены на нефть

Французский автопроизводитель Peugeot и авиаконцерн Boeing Co. нашли способы заключить соглашения с Ираном, а вот энергетический сектор отстает, поскольку эти инвестиции требуют больших объемов, должны носить долгосрочный характер, и все на виду у американского правительства. В Иране противники иностранных инвестиций раскритиковали план президента, который решил подсластить пилюлю для нефтяных компаний. Прошедшая на выходных конференция в Тегеране должна была продемонстрировать потенциал страны в сфере энергетики. Британский нефтяной гигант BP, французская компания EDF Group и немецкая Wintershall AG отправили на мероприятие своих представителей, сообщили осведомленные источники.

Но все эти корпорации не горят желанием инвестировать, поскольку ведут дела в Штатах и могут пострадать в случае повторного введения санкций. Один из топ-менеджеров итальянской нефтяной компании признался, что переживает по этому поводу, пытаясь заключить сделку на нефтяном рынке Ирана уже на протяжении нескольких лет. BP отказалась комментировать ситуацию. EDF не ответила на просьбу о комментарии. Wintershall заявила, что «пристально отслеживает развитие событий» в Иране и соблюдает все законы.

Нефтяная отрасль должна была стать самой доступной частью экономики страны для восстановления после десятилетних санкций, подорвавших экспорт черного золота. Иран располагает четвертыми по величине нефтяными резервами и крупнейшими газовыми активами, львиная доля которых остается невостребованной. Крупные отраслевые корпорации, включая BP, имеют богатый опыт работы в Иране, знают, как извлекать нефть в сложных породах, и хотели бы вернуться в страну при соответствующих условиях. Власти Ирана признают, что иностранные инвестиции приходят в страну медленнее, чем предполагалось, и винят в этом Америку, которая посеяла страх и неопределенность.

По теме: Иран: ОПЕК не хочет, чтобы нефть стоила больше $60 за баррель


 «Я огорчен. Но мы не опускаем руки и сохраняем оптимизм», — сказал в недавнем интервью министр нефти Ирана Биджан Зангане.


 Трамп назначил крайний срок 12 мая — до этого дня должны быть внесены изменения в ядерную сделку или же будут снова ведены санкции в отношении продаж иранской нефти. Американские власти обеспокоены тем, что Иран поддерживает движение «Хезболла» и его технологию баллистических ракет, а также ссылаются на другие факторы. Экономика Ирана действительно почувствовала облегчение после отмены санкций, нарастив экспорт почти на миллион баррелей в сутки и «впустив» масштабные притоки инвестиций из Китая. Эти баррели помогли предотвратить финансовый крах, вернул экономику к росту и остудил инфляцию.

Но на этой волне возникло массовое разочарование в рядах среднестатистических иранцев. В этом году в фокусе повсеместных демонстраций были экономические вопросы, что впоследствии подорвало правящую систему страны. В этом финансовом году ВВП Ирана, по прогнозам, замедлит рост до 4.2% с 6.6% годом ранее, сообщает МВФ, ссылаясь на отсутствие роста добычи нефти и неопределенность в отношении ядерной сделки. Курс иранского риала демонстрирует резкие колебания.

Зангане рассчитывает на заключение сделок с иностранными нефтяными компаниями в ближайшие недели, а российские СМИ сообщили, что нефтяные компании РФ планируют инвестировать в Иран. Некоторые западные корпорации заинтересованы сделками, включая Baker Hughes GE, которая пытается отыскать способ воспользоваться услугами неамериканских рабочих для поставки оборудования и услуг для иранского газового проекта французской Total, о чем сообщают осведомленные источники. Представительница Baker Hughes GE сказала, что «коммерческое сотрудничество компании с Ираном ограничивается теми видами деятельности, которые вписываются в правила, лицензии и политику правительства».

Америка по-прежнему не разрешает все долларовые транзакции с Ираном, усложняя ситуацию, поскольку нефть торгуется в долларах. Крупные банки отказываются предоставлять финансирование для иранских сделок. Как отмечают люди, знакомые с ситуацией, Total пришлось воспользоваться услугами группы малоизвестных небольших банков в Китае, Франции и Италии, чтобы перевести средства для своего проекта по увеличению добычи на крупнейшем в Иране шельфовом газовом месторождении. В Total отметили, что ее газовый проект «реализуется в соответствии с планом», а использование услуг мелких банков не является нарушением закона.

Иранские приверженцы жесткой линии работают над тем, чтобы ограничить иностранные инвестиции от таких корпораций, как Total, вприродный газ страны. В прошлом месяце по инициативе этих консерваторов Иран отменил предварительную сделку с одной норвежской компанией, которая собиралась построить первый в стране экспортный СПГ-терминал на шельфе.

Местного нефтяного подрядчика Мохаммеда Хади Рахери на минувших выходных искупали в щедрых аплодисментах (в основном иранская аудитория) на конференции, когда тот призвал думать прежде всего об удовлетворении нужд местных отраслевых компаний, а не о зарубежных корпорациях.


 «Сначала нужно построить свой дом, и уже потом впускать в него иностранцев», — сказал он.