Сейчас, когда мир охвачен криптоманией, несколько стран заговорили о возможности эмиссии собственных виртуальных валют на базе блокчейна, технологии, лежащей в основе биткоина. На сегодняшний день эта идея приобрела наибольшую популярность среди автократов, жаждущих обойти международные санкции, которые частично проходят через мировую банковскую систему. Но сторонники поддерживаемых государством криптовалют утверждают, что если это движение наберет обороты — что отнюдь не гарантировано — международная валютная система необратимо изменится.
- Кто продвигает идею?
Президент Венесуэлы Николас Мадуро нацелился на создание виртуальной валюты Petro, каждая единица которой будет обеспечена одним баррелем нефти. По его словам, Petro окажет «колоссальное влияние» на доступ страны к иностранным валютам, а также к товарам и услугам по всему миру — отсылка к дефициту долларов из-за введения американских санкций. Первый раундпродаж - около 40% токенов Petro - будет направлен на институциональных инвесторов. Никакой гарантии успеха нет. Нет и механизма обмена криптовалюты на нефть или другие физические активы, как того требует план Мадуро. А контролируемый оппозицией парламент Венесуэлы провозгласил Petro нелегальной валютой.
- Какие еще страны планируют создать свои криптовалюты?
Российский Центробанк намерен обсудить с Бразилией, Китаем, Индией и пятью бывшими республиками СССР создание криптовалюты, которая бы охватывала страны, составляющие 40% от мирового населения. Заместитель главы Банка Китая Фан Йифей написал статью, которая положит начало обсуждению возможности выпуска цифровой валюты совместно с китайскими коммерческими институтами. В Швеции, где наличные используются все меньше, Центробанк подумывает над созданием собственной цифровой валюты E-krona, ссылаясь на беспокойство по поводу того, что повсеместное использование других криптовалют, контролируемых частными игроками, может навредить конкурентоспособности.
- Не являются ли криптовалюты негосударственными по определению?
Пока нет. Биткоин и его главные конкуренты и подражатели умышленно появились независимо от центральных властей. Но технология блокчейн, в основе которой лежат цифровые валюты, не исключает централизации. Теоретически, любое правительство может лучше контролировать виртуальную валюту, нежели бумажную, поскольку у него будет возможность отслеживать все транзакции, которые фиксируются в распределенном реестре.
- Как выиграют правительства от запуска собственных цифровых валют?
Регулирование денежной массы через изменение процентных ставок — монетарную политику — будет гораздо более открытым, что подразумевает большую эффективность и более выгодно с точки зрения затрат. Правительства смогут бороться с уклонением от уплаты налогов, поскольку все транзакции будут отслеживаемыми. По этой же причине биткоин так популярен среди людей, желающих обойти валютный контроль правительства. Запуск цифровой валюты может показаться привлекательным для любого правительства, которого не устраивает, как с ним обращается мировая финансовая система. В частности, здесь имеются в виду страны под международными санкциями.
- Как можно использовать криптовалюты в качестве способа обойти санкции?
Америка вводит санкции, блокируя доступ банкам и компаниям, ведущим бизнес с той или иной «целевой» страной через финансовую систему Штатов. Нарушители выявляются через транзакции в международной банковской системе. Но если бы у правительств были собственные цифровые валюты, власти США об этих транзакциях не узнали бы. Биткоин тоже может послужить способом обойти санкции, но чтобы в этом был смысл, на балансе должна быть довольно крупная сумма криптовалюты. Кроме того, как мы видим, цена биткоина