Вахтанг Гогохия, создатель первой грузинской криптовалюты, в своей стратегии майнинга цифровых токенов придерживается принципов многих «традиционных» производителей: чем дешевле топливо, тем лучше.
Именно поэтому Гогохия, являющийся главой и соучредителем стартапа Golden Fleece, решил разместить оборудование для майнинга в обветшалом здании тракторного завода советской эпохи, расположенном в Грузии, примерно в сотне километров от побережья Черного моря. Эта майнинговая ферма способна работать круглосуточно благодаря доступу к дешевой электроэнергии, генерируемой потоками воды, стекающими с соседних гор Кавказа. Кроме того, компания планирует заняться солнечной энергией и ветряными турбинами.
По теме: В крупном промышленном центре Невады зародился таинственный блокчейн-проект
Возобновляемые источники энергии становятся наиболее предпочтительным способом майнинга криптовалют, поскольку цены растут, а индустрии необходимо все больше вычислительных мощностей. Многие ведущие майнеры, включая Bitmain Technologies Ltd., HIVE Blockchain Technologies Ltd. и Bitfury Group, переходят на экологически чистые технологии, получая энергию в таких странах, как Канада, Исландия и Парагвай.
Как комментирует сам 28-летний Гогохия, его компания стремится к успеху, который можно будет достичь благодаря дешевой, «зеленой» и бесперебойной энергии, производимой майнинговыми фермами Грузии.
Рост интереса к подобным источникам энергии неудивителен, учитывая растущую потребность в вычислительных мощностях, необходимых создания новых блоков блокчейна. Кроме того, многим крупным майнинговым фермам требуются кондиционеры воздуха для охлаждения перегревающихся серверов. Потребление электричества в этой отрасли выросло в прошлом году почти в 8 раз, причем, согласно оценкам Bloomberg New Energy Finance, расходы на электроэнергию могут «съедать» от 30 до 60% всей выручки майнеров.
«Майнинг чутко реагирует на тарифы на электроэнергию. Если в каком-либо регионе электричество дорожает, майнеры просто меняют дислокацию», — комментирует Кристиан Каталини, основатель Cryptoeconomics Lab при Массачусетском технологическом институте.
Подобное повышение мобильности уже побудило австрийскую Hydrominer GmbH и швейцарскую Envion AG поддерживать свои дата-центры и все необходимое оборудование в мобильном и транспортабельном состоянии, чтобы с легкостью перевозить его в новые локации в случае необходимости. В прошлом году мир переживал настоящую криптолихорадку — новые цифровые валюты появлялись буквально сотнями, а рыночная капитализация биткоина превысила аналогичный показатель Wal-Mart Stores Inc после того, как курс валюты почти достиг отметки $20 000, хотя всего годом ранее он держался ниже $800.
Обратной стороной этой медали стал рост потребления электроэнергии. Для создания биткоинов и функционирования в нормальном режиме, компьютерной сети ежедневно требуется объем энергии, вырабатываемой 30-ю атомными станциями, работающими на полную мощность. И хотя технологии создания криптовалют могут развиваться в направлении оптимизации энергозатрат, тем не менее, тарифы на электроэнергию продолжают оставаться серьезным поводом для беспокойства среди майнеров, особенно после того, как биткоин обвалился недавно под отметку $8,000, а регуляторы начали активнее закручивать гайки в этом секторе.
По теме: Майнеры криптовалют покупают электростанции
В Китае многие майнинговые фермы полагаются на дешевую энергию, генерируемую электростанциями, которые работают на угле и потому загрязняют окружающую среду. В этой связи местные власти сейчас активно занимаются поиском способов ограничения промышленных выбросов в атмосферу и ужесточения контроля над внутренним рынком как энергии, так и криптовалют. По данным Blockchain. info, в настоящее время около 70% ведущих майнинговых пулов биткоина либо расположены в Поднебесной, либо принадлежат китайским компаниям. В свете угрозы введения новых ограничений в Китае, инвесторы заняты поиском новых локаций по всему миру. И здесь их внимание наверняка может привлечь Грузия, где около 75% энергии добывается с помощью гидроэлектростанций. Согласно данным BNEF, Golden Fleece платит за мегаватт-час $50, в то время как средняя ставка по миру составляет около $121. Для сравнения, в Канаде и Парагвае расценки лишь вполовину ниже среднего мирового тарифа.
Поиск майнерами новых, чистых источников энергии пришелся на очень благоприятное время, когда весь мир озабочен тем же вопросом. Так, в США доля энергии, генерируемой ветром и солнцем, составила в прошлом году 17% от общего объема произведенной электроэнергии, что вдвое превысило показатель 10-леней давности. По оценкам BNEF, к 2040 году на возобновляемую энергию будет потрачено $9 из каждых $10, выделенных на новые проекты в сегменте энергетики. Соответственно, в зоне пристального внимания сейчас оказались регионы, способные активно использовать энергию воды, такие как Парагвай, Канада — и Грузия, где проект Golden Fleece намеревается привлечь с помощью ICO финансирование в размере $40 млн, обещая впоследствии выплачивать инвесторам дивиденды в криптовалюте.
«Майнеры находятся в постоянном поиске высоких прибылей. Это очень волатильный и изменчивый рынок, на котором в любой момент можно потерять деньги. Поэтому источник дешевой энергии — очень важный момент», — комментирует Джеймс Баттерфил, глава ETF Securities UK Ltd.