Если мы чему-то и научились за 160 лет нефтяной эпохи, так это тому, что на рынке черного золота не существует никакой усредненной равновесной точки.
В паруса нефти дует попутный ветер, подталкивающий актив в северном направлении, хотя все, кто находится на борту этого ненадежного судна, с осторожностью косятся на направление стрелки компаса. С 2013 года мы уже видели и взлет котировок выше отметки $110, и их обвал к $26, и возвращение к $60. И эти колебания небеспричинны.
Вот что нам удалось выяснить за последнее десятилетие:
Цены выше $80 – это слишком много. Деньги льются рекой. Инвесторы охотно финансируют бурение новых скважин. Нефтяные вышки качают нефть, не зная отдыха. Отрасль перенасыщена избыточными производственными мощностями. Однако стремительно растут и издержки – конкуренция в нефтяной промышленности снижается, кроме того, активизируется интерес к альтернативным источникам энергии. Потребители становятся более зажимистыми, и темпы роста спроса замедляются.
Цены ниже $40 – это слишком низко. Денежные потоки иссякают, инвесторы бегут с корабля. Буровые установки отправляются обратно в хранилища. Расходы снижаются, что приводит к резкому сокращению используемого оборудования и численности сотрудников в нефтесервисной отрасли. В отдельных регионах начинается спад производства. Государственные предприятия оказываются не в состоянии выплачивать свои «социальные дивиденды». Тем временем потребители совершенно забывают об экономии и бережливости, начиная бездумно расходовать нефть.
По теме: Почему нефть растет, а число буровых установок – нет?
Таким образом, можно было бы сделать упрощенный вывод, что находящийся где-то посередине уровень $60 и представляет собой ту самую золотую середину и некую точку «рыночного равновесия». На этом эфемерном уровне показатели ежедневного потребления совпадают с показателем производства, а объемы запасов никогда не бывают слишком большими или слишком скудными. Однако же, если мы и научились чему-то за 160 лет эпохи использования нефти, так это тому, что на рынке черного золота не существует никакой усредненной точки равновесия. Этот корабль постоянно кренится то на один, то на другой борт, причем почти всегда это происходит не вовремя.
Как и на любом другом рынке, нефтепроизводители и потребители реагируют на подаваемые ценой сигналы. Те, кто потребляет нефтепродукты, очень чувствительны к изменениям цен и быстро откликаются на них. Тем временем, многие из крупнейших нефтепроизводителей напоминают скорее тяжелые неповоротливые супертанкеры, которым требуется какое-то время на то, чтобы изменить курс. Иными словами, между инвестированием капитала (или отказом в финансировании) и внесением реальных корректировок в производство существует определенное отставание.
По теме: WTI на максимумах декабря 2014 года - сделка ОПЕК под угрозой срыва
Даже за последние 10 лет статистика по ценам на нефть WTI отражает тенденцию котировок группироваться в районе либо $45 - $50, либо $95 - $100 за баррель. Конечно, издержки сейчас значительно сократились, а сланцевая революция не только снизила кривую затрат, но и сократила циклическое время отклика на ценовые сигналы. Таким образом, теоретически легко поверить, что нижний предел ценового диапазона и может являться новой нормой. Но это только теоретически. На самом деле на большинстве нефтяных месторождений мира изменение показателя затрат является результатом сокращения прибылей нефтесервисной отрасли. Кроме того, тот рост производительности, который мы можем наблюдать в сланцевой индустрии США и Канады, отнюдь не является нормой для всего остального мира – большинство стран-нефтепроизводителей раскачивают лодку, просто перекрывая каналы подачи нефти, вместо того, чтобы внедрять какие-либо инновационные стратегии.
В настоящее время мы стали скептически относиться к перспективам роста цен на нефть в силу целого ряда факторов, таких как снижение затрат на добычу нефти, усовершенствование методов добычи, полная апатия инвесторов, угроза развития альтернативных источников энергии и давление со стороны защитников окружающей среды. Когда цены находятся на высоких уровнях, мы все равно фиксируемся на таких возможных проблемах, как предельные границы роста спроса, геополитика, сговор нефтепроизводителей, резкое падение котировок и необходимость больших капиталовложений.
Между тем, скептически следует относиться лишь к одному: к вероятности того, что рынок нефти нащупает баланс в районе отметки $60. Как показывает история, цены на нефть никогда не стабилизируются надолго где-то в «золотой середине». Так что у текущих котировок есть лишь два пути – или гораздо выше на север, или в область US$45 за баррель.
По материалам The Financial Post Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс