Аналитики JPMorgan уже придумали имя новому финансовому кризису.
Они предлагают назвать его «Великий кризис ликвидности» и, хотя эксперты не решаются с точностью определить, когда именно он грянет, в целом они полагают, что напряженность начнет усиливаться в 2018 году – как только Федрезерв приступит к сокращению размеров своего раздутого баланса. Если сворачивание беспрецедентно смягченной монетарной политики действительно спровоцирует обвал рынка, в этом можно будет усмотреть злую иронию судьбы. В конце концов, именно эти стимулы в 2008 году спасли мировые рынки, не дав им рухнуть в бездну под ударом последнего кризиса. Вспоминая этот последний кризис, аналитики JPMorgan отмечают, что он тоже был спровоцирован острой нехваткой ликвидности. Отличие заключалось в том, что тогда виновниками возникновения этого дефицита стали банки, проводившие андеррайтинг ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, что в итоге обернулось для рынка фатальными последствиями. Разные причины – и потенциально одинаковый сокрушительный результат.
По теме: Сработало ли количественное смягчение? И что знает об этом сам Федрезерв?
Как пишет в рассылке клиентам Марко Коланович, стратег JPMorgan, «сроки наступления этого события будут во многом определяться темпами нормализации политики ЦБ, динамикой экономического цикла и различными специфическими событиями, поэтому его нельзя спрогнозировать с высокой степенью точности. Это сродни мировому финансовому кризису 2008 года, первые прогнозы в отношении которого начали появляться еще примерно в 2006 году».
В JPMorgan выделяют несколько текущих рыночных тенденций, появление которых потенциально чревато серьезнейшими проблемами с ликвидностью:
- Сокращение размера капитала, переданного инвестиционным компаниям и управляемого в рамках стратегий, предполагающих покупку недооцененных активов — «Произошел сдвиг парадигмы со смещением акцентов с активных на пассивные активы, при этом особенно ощутимо сократилось количество приверженцев стоимостного инвестирования, что снижает способность рынка амортизировать резкие просадки и восстанавливаться после них», - считает Коланович.
- Побочные риски, сопряженные с частным капиталом — «Снижение активности в рамках стратегий стоимостного инвестирования может быть связано с увеличением объемов частного капитала. Это снижает текущую волатильность портфеля, но усиливает побочные риски, связанные с ликвидностью. В отличие от рынка государственных активов, в периоды кризисов ситуация с ликвидностью в сегменте частных активов может оставаться нарушенной в течение более долгого времени».
- Увеличение размера капитала, переданного инвестиционным компаниям и управляемого в рамках стратегий, предполагающих продажу «на автопилоте» — «В течение последнего десятилетия наблюдался активный рост пассивных и системных стратегий, которые, при определении уровня допустимого риска, ориентируются на импульс рынка и волатильность активов. В рамках подобных стратегий шоковые потрясения на рынках провоцируют автоматическое начало продаж в ответ на снижение цен».
- Тренды ликвидности — «В сегменте маркет-мейкинга произошло смещение акцентов с человеческого фактора (сопряженного с более медленной реакцией и склонностью больше полагаться на стоимостную оценку) на автоматическую ликвидность (более быструю и ориентирующуюся при определении допустимого уровня рисков на индикатор волатильности VAR). Этот тренд усиливает импульс рынка и снижает текущую волатильность, но усиливает риски резкой дестабилизации и обвала».
- Просчеты в оценке портфельных рисков — «В течение двух последних десятилетий большинство инвестиционных моделей делали верную ставку на облигации для нейтрализации рисков, сопряженных с динамикой акций. Когда произойдет кульминационный перелом в курсе аккомодационной политики, это допущение, скорее всего, даст сбой».
- Завышенные оценки стоимости — «В течение длительного периода монетарной аккомодации котировки большинства активов достигли предельных исторических значений своей оценочной стоимости.
Так что же это все означает для рынков на данный момент? Ведь индекс S&P 500 обновляет рекордные максимумы, а рост показателей прибыли – ставший залогом и основой 8.5-летнего бычьего рынка – продолжается уверенными темпами. Коланович и не пытается оспаривать это – по крайней мере, на данный момент. Он охотно признает, что текущие условия выглядят весьма благоприятно, подпитываясь при этом надеждами на воплощение в жизнь налоговой реформы. Однако его не перестают беспокоить перечисленные им выше скрытые риски, которые до поры до времени притаились где-то на задворках рынка.
«Краткосрочные риски снижения сейчас практически отсутствуют благодаря таким факторам, как обещающий стать позитивным сезон корпоративной отчетности по прибылям за 3-й квартал, оживление мировой экономики, надежды на налоговую реформу и низкая волатильность», - комментирует он. «Однако весь этот благоприятный фон может стать для Центробанков поводом приступить к нормализации своей политики, что ознаменует начало конца текущего экономического цикла». Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс