Валюты развивающихся стран переходят на новую ступень развития

15.06.2017 15:58

Притоки иностранного капитала могут сформировать четвертую великую волну роста.

Развивающиеся рынки снова в моде. И на это есть веские причины. Недавние события и долгосрочные макроэкономические тренды формируют новую благоприятную среду для активов EM-сегмента. Ключевой фактор, за которым стоит поведение валют развивающихся стран, заключается в притоках капитала нерезидентов. За последние 40 лет было сформировано три четких волны, каждая из которых сопровождалась несколькими годами роста инвестиций с последующими не менее продолжительными периодами спада.

Три прилива – три отлива

Многие финансово открытые страны EM сильно пострадали во время фаз падения в рамках первых двух волн – в 1982-1989 гг. (когда был разработан план Брейди для урегулирования внешнего долга развивающихся стран) и в 1997-2001 гг. (когда в Аргентине произошел дефолт в 2001 году). Эти спады сопровождались агрессивной девальвацией валют, которая повлекла массовое бегство из активов с последующими глубокими рецессиями. Фаза снижения во время третьей волны (2011-2016 гг.) была особенно суровой. Нерезиденты массово выводили свой капитал, и все это на фоне падения цен на сырье в среднем на 40%. И хотя этот спад стал самым жестким стресс-тестом для платежных балансов развивающихся стран, последствия шока были гораздо менее масштабными, чем в двух предыдущих случаях.

После третьей волны валюты EM-сегмента, как и экономики, доказали, что теперь способны более стойко справляться со стрессами, нежели в прошлом. За некоторыми исключениями им удалось избежать суверенных и банковских шоков и рецессий. На этом фоне инвесторам стало очевидно, что экспозиция на активы развивающихся стран, включая валюты, подвержена гораздо меньшим рискам обвала. Центробанки преодолели свои страхи, отпустив свои валюты в свободное плавание, и теперь больше, чем прежде, склоняются к использованию валют в качестве амортизатора шоков. В некоторых случаях повысилась волатильность. Но в целом девальвация в этот раз носила более мягкий характер, нежели в прошлом.

По теме: Goldman Sachs: развивающиеся страны приспособились к повышению ставок ФРС

В ЕМ-сегмент пришла стабильность, но риски остаются

Эти тенденции позволяют говорить о начале новой эпохи, для которой созрели активы развивающихся рынков. В 2011-2016 гг. максимальный месячный прирост среди многих EM-валют не превышал масштабов роста евро или австралийского доллара. Тем не менее, есть и риски для инвесторов. Во-первых, сейчас волатильность валют развивающихся стран выше, чем в прошлом и в сравнении с валютами развитых рынков (за исключением Китая). Во-вторых, инвесторы менее склонны диверсифицировать риски в своих портфелях за счет валют EM-сегмента. Рост присутствия мировых инвесторов в EM, наряду с повышением уровня гибкости валют, привели к заметному укреплению связи между валютами развивающихся государств и шоков в мировых финансовых центрах. После недавнего мирового финансового кризиса только пять факторов – акции, облигации, валюты, индекс VIX и динамика доллара против основных валют – более чем на 80% формируют движение индекса валют развивающихся стран. И, похоже, отдельные страновые факторы имеют гораздо меньшее влияние.

Плюсы и минусы новой эпохи в мире развивающихся экономик

Скорее всего, более низкие риски обвала, более тесная корреляции кросс-активов, а также корреляция среди самих валют EM сохранят свою актуальность. А изменения рамок политики, вероятно, будут перманентными. Центробанки развивающихся стран стали охотнее использовать свои валюты для поглощения внешних шоков по двум причинам. Во-первых, снижение влияния движения курсов валют на инфляцию, которое наблюдалось до мирового финансового кризиса, актуально и сейчас. Во-вторых, валютные расхождения в суверенных балансах сейчас гораздо ниже, чем в прошлом. Поскольку валюты стали привносить меньше дестабилизации, большинство Центробанков EM вряд ли станут отказываться от плавающих курсов, что в конечном итоге может подтолкнуть некоторые валюты к резкому росту. Но, конечно, и в потенциальных угрозах развивающиеся страны не испытывают недостатка. Это и чрезвычайно высокие уровни долга в корпоративном секторе, и угроза протекционизма, и связанные с Китаем риски. Однако уроки прошлого в целом позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

По теме: IIF: в 2018 году на развивающиеся рынки придет $1 трлн, что-то получит и Россия

Все будет хорошо

Как показывает история, устойчивый импульс роста, которым сейчас наслаждаются развивающиеся рынки, представляет собой мощную движущую силу для поддержания текущих притоков капитала и курсов валют. Возможно, наблюдаемые нами сейчас тенденции – это зарождение продолжительного подъема притока инвестиций в рамках еще одной долгосрочной волны. Для макроэкономических преобразований совсем не требуется девальвации валют ЕМ. Реальные эффективные курсы этих валют в среднем по-прежнему не дотягивают до тренда, а балансы счета текущих операций постепенно улучшаются. Более того, есть огромное пространство для восстановления чистых притоков капитала, которые до сих пор находятся намного ниже средних исторических значений.

Более 40 лет инвесторы из развитых стран систематически покупали активы EM-сегмента (в годовом выражении и с разной степенью интенсивности), пытаясь сократить объем «домашних» активов в своих портфелях. И текущая политическая обстановка не дает веских поводов для перелома этого тренда.

Гильермо Толоса, экономический советник Oxford Economics. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс