Российская инфляция движется по направлению к целевой отметке 4%. Но даже если цель будет достигнута, то надолго ли? Ответ зависит от того, удастся ли Центробанку убедить бизнесменов и потребителей умерить свои инфляционные ожидания. На это могут уйти годы. Потребительские цены и процентные ставки какое-то время могут оставаться высокими. Экономика находилась в состоянии кризиса, когда ЦБ РФ принялся за таргетирование инфляции и отпустил валюту в «свободное плавание» в конце 2014 года. Обвал цен на нефть и санкции в духе «зуб за зуб» утопили рубль, а в марте 2015 скачок стоимость импорта подтолкнул инфляцию к 17%. Нынешнее переключение режима монетарной политики выглядит своевременным. Восстановление рубля вкупе с на редкость умиротворенной динамикой цен на продовольствие и вялым внутренним спросом помогли базовому индексу потребительских цен опуститься до 5%-ного уровня в январе. Регулятор прогнозирует достижение 4% к концу текущего года.
По теме: Банк России: отчет по оценке трендовой инфляции в январе 2017 года
Угасание «эффекта рубля»
Но впереди – тернистый путь. Месячная динамика цен по категориям в составе ИПЦ замедлилась в начале 2016, а это означает, что показатели в годовом сравнении могут отразить менее благоприятные результаты. Риски для инфляционного прогноза включают разворот рубля в условиях операций на валютном рынке, а также более активное, чем ожидалось, восстановление внутреннего спроса. Однако если рублю продолжит дуть попутный ветер, а потребительская активность будет восстанавливаться медленно, базовый ИПЦ может достичь 4%. И восторги по поводу этого события будут носить стратегический характер с тем, чтобы укрепить доверие к ЦБ РФ. Инфляция кратковременно пересекала этот рубеж лишь в 2012 году, и ее среднее значение за последнее десятилетие составляет около 9% или 7%, если не учитывать скачки во время кризиса.
Ожидания как фактор риска
Фактор риска, который может помешать базовой инфляции удержаться на целевом уровне (если он вообще будет достигнут) – это неудачные попытки закрепить инфляционные ожидания на 4%-ной отметке. Если рабочие и компании ожидают скачка ИПЦ после угасания временных факторов, более активный рост цен будет обусловлен изменениями зарплат. Во время рецессии темпы роста заработных плат ощутимо замедлились, но по мере восстановления экономики давление может вернуться. По словам Центробанка, в некоторых секторах уже отмечается нехватка квалифицированных кадров.
Спокойствие, только спокойствие
Есть свидетельство того, что инфляционные ожидания снизились, однако барометры ожиданий не отличаются надежностью. И тут возникают два вопроса: ожидания остаются немногим выше целевого значения и преимущественно снижались в тандеме с фактической инфляцией. Оба индикатора, вероятнее всего, вырастут по мере угасания дезинфляционного эффекта от валютного курса. Что еще хуже, новое потрясение может вывести ожидания из равновесия. ЦБ РФ часто ссылается на результаты исследований потребительских ожиданий – в январе 12-месячные ожидания составили 11.5%. Нормальный уровень должен находиться в районе 4.7%. И это говорит о том, что потребители по-прежнему ожидают роста цен выше целевого значения в следующем году. Так, если ИПЦ доберется до заветных 4%, можно ли будет доверять этим успехам? Потребители, которые вряд ли имеют глубокое представление о монетарной политике, могут поддаться непропорциональному влиянию движений цен по таким узким категориям базовой продуктовой корзины, как, скажем, молочная продукция.
Ожидания потребителей завышены
Центробанк подчеркивает, что компании более чутко реагируют на изменения в монетарной политике и замедление инфляции, нежели потребители. Проблема в том, в что Росси нет широко распространенного барометра среднесрочных инфляционных ожиданий среди предприятий. Прогнозы экономистов служат в качестве своеобразного индикатора, но они не всегда привлекают всеобщее внимание, а барометры рынка не позволяют получить чистое значение.
Прошлый опыт
Тот факт, что ожидания движутся в тандеме с фактической инфляцией, вовсе не означает, что они безграничны. В определенный момент они могут расходиться, причем даже в странах с давно установленной целью. Экономисты также приводят свидетельства долгосрочной стабильной инфляции даже без выставленных целей или ориентиров. Здесь большое значение имеет доверие. Британия ввела таргетирование инфляции в 1992 году, но только в 1997-98 гг., когда Банк Англии приобрел независимый статус, ожидания продемонстрировали убедительные доказательства стабилизации. Чили, Бразилия и Мексика смогли «устаканить» инфляционные ожидания через несколько лет после запуска политики инфляционного таргетирования. Это было более десяти лет назад. И даже теперь некоторые экономисты отмечают, что в Бразилии и Мексике долгосрочные инфляционные ожидания колеблются на 1-1,5% выше целевого значения.
ЦБ РФ является функционально независимым, но подотчетен Государственной думе и президенту Владимиру Путину. При этом регулятор успешно противодействует давлению в отношении принятия прямых мер по борьбе с укреплением рубля. Но в целом, российские институты моложе и слабее в сравнении со своими коллегами из развитых стран. Тем, кто устанавливает размер заработных плат, имеет смысл придать значение прошлым показателям инфляции, даже если они подгоняют свой прогноз под новый режим.
По теме: ING: вероятность смягчения политики Банка России в марте снизилась
Лучшее, что может сделать регулятор, это то, что он делал в прошлом году: четко довести до сведения рынков свою готовность двигаться к цели и подкрепить свои слова жесткой политикой, которая также сдержит внутреннее инфляционное давление. Устойчивое укрепление рубля может позволить достичь цели в этом году, а с учетом высокой ставки на уровне 10%, это может произойти уже во втором квартале вместе со смягчением политики. Но политики понимают, что борьба еще не закончена. И инфляция, и стоимость заимствований будут оставаться высокими в ближайшие годы. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс