За последние 24 часа мы услышали множество комментариев высокопоставленных чиновников по поводу того, что власти намерены делать с более высокими, чем ожидалось, поступлениями в бюджет вследствие роста нефтяных цен. Министр финансов Антон Силуанов объявил, что, если средняя цена нефти в 2017 году превысит указанный в бюджете прогноз ($40/барр. Urals), дополнительные доходы не будут расходоваться, а пойдут на покрытие дефицита и сокращение использования средств суверенных фондов. После того как это стало известно, ЦБ в четверг вечером сообщил, что это "упростит достижение целевого уровня инфляции" и что регулятор намерен принять участие в обсуждении с целью "увязки действий Минфина с политикой по формированию международных резервов". Это и так входило в планы Банка России. В частности, как следует из основных направлений денежной политики ЦБ на 2017 год, регулятор планировал приобретение валюты в 2019 году в рамках оптимистичного сценария (т. е. при цене Urals в $55/барр.). При таком сценарии бюджетный дефицит будет снижаться быстрее, и Резервный фонд начнет восстанавливаться. Логика ЦБ вполне понятна: интервенции на валютном рынке (т. е. продажа рублевой выручки при одновременной покупке валюты) будут сопровождаться пополнением резервных фондов.
Тем не менее дальнейшие события позволили рынку предположить, что покупка валюты может начаться раньше - возможно, даже в этом году. Сначала пришло подтверждение того, что ЦБ и Минфин готовят план приобретения валюты при росте цен на нефть, что может способствовать снижению долгосрочной волатильности рубля. Далее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в интервью Блумберг, что ЦБ может покупать валюту на рынке при текущей цене нефти. А министр экономического развития Максим Орешкин уточнил, что Россия при этом не отказывается от плавающего обменного курса, что власти не ожидают роста или ослабления рубля и что покупки валюты не будут зависеть от конкретного курса рубля. Очень важен тот момент, что, по словам чиновника, возможный объем покупки валюты ЦБ не будет превышать уровень дополнительных нефтегазовых доходов. Впоследствии ЦБ поддержал точку зрения Максима Орешкина.
Если регулятор начнет скупать валюту прямо сейчас, а не в рамках долгосрочных планов по наращиванию суверенных фондов, ситуация на рынке осложнится. Цена нефти, при которой бюджет 2017 года будет сбалансированным, находится в диапазоне в $65-70 за баррель Brent, то есть существенно выше самого оптимистичного прогноза средней цены нефти на этот год. Таким образом, бюджет ожидается дефицитным, и дефицит будет покрываться средствами Резервного фонда. Покупка валюты ЦБ РФ также приведет к рублевой эмиссии, что может осложнить задачу ЦБ по стерилизации излишков ликвидности на рынке для предотвращения усиления инфляционного давления.
По теме: Шувалов обвалил рубль
Сейчас прежде всего нужно разобраться в том, что кроется за этими новостями, появившимся в среду и четверг - просто вербальные интервенции или же прелюдия к действию. В целом правительство и ЦБ явно выражают озабоченность в связи с последним укреплением рубля. Вчерашние события, несомненно, могут помочь установить нижний порог курса рубля на ближайшее время в районе 60 рублей за доллар (что приблизительно соответствует нашему прогнозу на конец 1 квартала - 61 рубль за доллар). Так что, похоже, потенциал дальнейшего укрепления рубля при текущей цене нефти исчерпан. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс