Производство ливийской нефти за последние полгода утроилось, внося сомнения в способности ОПЕК вернуть контроль над ситуацией с ценами. После достижения венских договоренностей ОПЕК о сокращении добычи на саммите 30 ноября цены на нефть поднялись на 20%, превысив отметку в $58 за баррель, однако восстановление добычи сырья в Ливии может нарушить планы картеля. ОПЕК исключила Ливию из соглашения о сокращении добычи, поскольку с 2011 года, когда прекратилось правление Муамара Каддафи и страну охватило противоборство различных повстанческих групп, добыча здесь постоянно снижалась. Теперь же вооруженные группировки, контролирующие различные нефтяные месторождения и терминалы, начали заключать соглашения с ливийской нефтяной госкомпанией NOC о возобновлении работы нефтяной инфраструктуры. Повстанцы не стремились повреждать нефтяные объекты и оборудование даже во время вооруженных столкновений. Поэтому ливийская добыча нефти на этой неделе достигла 3-летнего максимума в 708 000 баррелей в сутки, о чем сообщили в NOC, хотя не далее как менее года назад она находилась ниже уровня в 200 000 баррелей в день. Напомним, Ливия является страной с самыми крупными в Африке доказанными запасами нефти. До свержения Каддафи добыча нефти в Ливии достигала 1.6 млн баррелей в день.
Производство нефти в Ливии стало расти так энергично, что NOC выражает намерение довести его в этом году до 900 000 баррелей в день, хотя еще в ноябре, когда встречалась ОПЕК, добыча составляла лишь 575 000 баррелей в день. Такой рост может частично нивелировать сокращение нефтедобычи России в рамках сделки с ОПЕК, заставив Саудовскую Аравию пойти на еще большее снижение собственного производства, чем планировалось изначально, дабы обеспечить анонсированное сокращение и балансировку рынка. Ранее в королевстве допускали возможность такого шага в случае необходимости. Эксперты считают, что рост производства нефти в Ливии представляет серьезную проблему для достижения ценами $60 за баррель, поскольку многие хеджфонды как раз ждут медвежьих новостей.
Однако не стоит забывать про политическую нестабильность, которая может быстро нивелировать все недавние достижения Ливии. Международно-признанное ливийское правительство, находящееся в Триполи, пока не может установить контроль на значительной части страны. Менее чем неделю назад в отставку подал заместить главы этого правительства. В последнее время влияние "Исламского государства" в этой стране ослабло, однако его боевики, согласно сведениям западных спецслужб, все еще находятся в пустыне на юге страны. Большая часть страны при этом все еще контролируется ополченцами, и в последние недели напряженность в Триполи и окружающих районах даже увеличилась.
Однако, кроме Ливии, есть и другие страны, которые могут помешать выполнению договоренностей ОПЕК. В частности, Нигерия, которая также была выведена за рамки обязательств по сокращению добычи, в декабре увеличила производство на 200 000 баррелей в день. Ряд аналитиков ставят под сомнение готовность Ирака урезать свою добычу после того, как Wall Street Journal сообщила о планах страны по наращиванию экспорта в январе. Тем не менее, именно ливийская нефтедобыча может представлять главную угрозу планам ОПЕК вернуть свое влияние в мире.
Госкомпания NOC остается одним из немногих реально функционирующих институтов в Ливии, и в последнее время ее активность усиливается. Штат сотрудников составляет сейчас 61 000 человек. Компания является крупнейшей в Ливии, и на ее долю приходится 95% ежегодных доходов от экспорта нефти. Это главная государственная нефтяная компания", - поясняет Джефф Портер из North Africa Risk Consulting. "Реальным фактором возрождения Ливии как национального государства является именно NOC", - добавил он.
Ранее NOC была основной целью повстанцев, которые пытались либо контролировать ее ресурсы, либо лишить противников доходов от добычи нефти. В 2014 году боевики подожгли нефтехранилища в Триполи и в восточных терминалах, попытавшись взять под контроль нефтяную инфраструктуру региона. В августе NOC не хотела возобновлять работу восточных нефтяных портов страны в обмен на выплаты повстанцам, которые их контролируют. Руководство компании опасались, что боевики снова заблокируют порты сразу после получения денег. Однако в последние месяцы повстанцы изменили тактику, что позволило NOC резко нарастить добычу нефти. В сентябре 2016 года группировка ополченцев «Ливийская национальная армия», которая выступает против правительства, взяла под контроль нефтяные порты и разрешила им возобновить их работу. Ее лидер генерал Халифа Хафтар посчитал, что возобновление работы портов наделит его политической легитимностью и откроет доступ к прибылям от реализации нефти, которые позволят ему расплатиться с наемниками, рассказали осведомленные источники. Представитель генерала Хафтара отказался от комментариев. Помимо этого, в декабре две повстанческие группировки, контролирующие различные районы Шарары, где расположено крупнейшее нефтяное месторождение Ливии, также позволили NOC возобновить добычу.
Итогом переговоров, длившихся семь месяцев, стало решение главы NOC Мустафа Саналла не платить местным политическим группировкам за возобновление добычи в указанном районе. При этом он предупредил, что все они понесут убытки, если быстрого роста дохода не произойдет. Большинство повстанческих групп все еще получают жалование от государства за их роль в восстании 2011 года и за защиту нефтяной инфраструктуры. Не малую роль в умиротворении противоборствующих сторон сыграл и Запад, особенно США, которые попытались убедить лидеров повстанцев в том, чтобы возобновить нефтедобычу, пояснив, что это - в интересах их самих. Президент Революционного совета племени Тубу Джомод Эли Гетти, представляющий за рубежом интересы одной из повстанческих группировок, заявил, что западные страны убедили его соратников обращать претензии к властям страны законным способом, а не посредством оружия. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс