Всего год назад Айван Глазенберг, глава Glencore Plc, пытался спасти свою компанию от «медведей». Сейчас мы наблюдаем его триумфальное возвращение. Он снова подтверждает свою репутацию, заключая сделки, которые перекраивают мировой рынок сырья. Glencore и Катарский суверенный фонд совместно приобрели за 10.5 млрд. евро пакет акций «Роснефти» - государственной нефтяной компании, объемы добычи которой превосходят показатели Exxon Mobil Corp.
Хотя Глазенберг вкладывает в эту сделку лишь 300 млн. долларов из средств Glencore – остальное выделят банки и Катар – это все равно обеспечит его компании тесные связи с «Роснефтью» - детищем Игоря Сечина, давнего союзника и ставленника Путина. Рамки заключенного соглашения предусматривают поставки нефти в объеме 220 тыс. бар/д в течение пяти лет, причем срок соглашения может быть продлен.
В опубликованном заявлении Glencore отмечается, что компания рассчитывает на дальнейшие возможности и перспективы такого стратегического партнерства, которые могут затронуть инфраструктуру, логистику и мировую торговлю. Glencore является вторым по величине независимым нефтетрейдером, уступая лишь Vitol Group, но при этом сама компания не ведет активной нефтедобычи. Ее нефтедобывающая деятельность остается задвинутой на второй план по сравнению с активностью в сегменте добычи металлов и угля, где Глазенберг вывел компанию на уровень крупного производителя благодаря покупке за 43 млрд долларов Xstrata в 2013 г.
По теме: Приватизация Роснефти состоялась: покупатели - Glencore и Qatar Investment Fund
Ранее Glencore не осуществляла инвестиций подобного масштаба в нефтегазовую отрасль. Вплоть до этой среды, ее крупнейшим приобретением являлась покупка в 2014 г. Caracal Energy за 1.4 млрд долларов, причем эта сделка закончилась плачевно - из-за обвала цен на нефть компании пришлось списать ее стоимость. Сделка с «Роснефтью» знаменует собой и взлет в карьере главы нефтяного подразделения Glencore Алекса Берда, который пришел в компанию еще в 1995 г., но раньше оставался в тени своих коллег, ведающих торговлей металлами.
«Заключенное соглашение является огромной победой Путина, обеспечивая, вопреки всем западным санкциям, приток столь необходимых денежных поступлений в терпящий бедствие госбюджет России. Кроме того, партнерство с одним из крупнейших в мире нефтетрейдером позволит «Роснефти» укрепить свои позиции на мировом рынке нефти», - пишет Джейсон Бордофф, профессор Колумбийского университета.
Эта сделка не только расширяет присутствие Glencore на рынке нефти, но и отражает ставку компании на Россию и ее лидера. Glencore уже давно поддерживает тесные связи с представителями сырьевого рынка России. Она принимала участие в запуске проекта, который в результате 3-сторонней сделки по слиянию активов обрел в 2007 г. форму национального алюминиевого гиганта «Русал». На данный момент Glencore является держателем 8.75% акций компании.
По теме: Россия. Куда уплывают деньги от приватизации гос.компаний?
Помимо этого, нефтетрейдер имеет свою 25%-ную долю в «Русснефти», которая является 7-м в стране по показателям добычи производителем нефти. Глазенберг поддерживает в России и личные связи – он каждый год посещает бизнес-форумы в Санкт-Петербурге и регулярно приезжает в Москву.
И, наконец, последнее соглашение демонстрирует веру Глазенберга в то, что его компания возрождается. В 2015 г. ее акции обвалились, поскольку инвесторы усомнились в способности Glencore обслуживать свой долг в условиях ослабленного сырьевого рынка. Однако компания смогла привлечь капитал посредством поддержки инвесторов, продажи активов и простаивающих шахт, и в прошлом месяце возобновила выплату дивидендов. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс