Нефть марки Brent за минувшую неделю подорожала на 12.95% до 54.35 долларов за баррель, а нефть WTI – на 12.25% до 51.6 долларов. Решение ОПЕК и ряда других стран, не входящих в картель, о сокращении объемов добычи, инвесторы встретили массовым ликованием и покупкой акций американских нефтегазовых компаний. Больше всего повезло Whiting Petroleum, ее бумаги подорожали на 30.3%. Самые скромные успехи у Chesapeake Energy - рост на 9.9%. Кругом все только и говорят о том, как ОПЕК подыграла сланцевой отрасли США, и как сейчас резко вырастет объем добычи. Складывается впечатление, что рост цен выше сакральной отметки 50 -долларов - это единственное, чего не хватало добывающим компаниям, чтобы начать выкачивать нефть из недр земли ускоренными темпами. Однако, с шампанским и шариками, вероятно, придется повременить и сейчас попробуем разобраться почему.
По теме: Соглашение ОПЕК: победители и проигравшие
По теме: Россия и ОПЕК. Главное пообещать, а там разберемся
Мировая добывающая промышленность может аплодировать стоя ребятам из американской сланцевой отрасли, сумевшим выжить в условиях падения цен на нефть более чем в два раза и повысить свою рентабельность на 40%, но в этой замечательной бочке меда есть парочка неприятных ложек дегтя.
Три составляющих успешной оптимизации компаний сланцевой отрасли.
- Технологический аспект. При добыче нефти или газа традиционным способом основные затраты в большинстве своем фиксированные, они связаны с бурением правильной скважины в правильном месте. У сланцевиков все немного иначе. Они используют технологию гидроразрыва и значительная часть затрат приходится на обработку пласта агрессивными растворами. Чем агрессивнее используемая среда, тем дороже она обходится компании, и тем больше нефти можно добыть. В связи с этим многие компании перешли на использование менее агрессивных растворов, что привело к снижению объема добычи, но при этом позволило снизить уровень безубыточности.
- Договорной аспект. Производителям удалось договориться о снижении цен на услуги сервисных компаний, которые были вынуждены пожертвовать собственной рентабельностью и предоставить им существенны скидки, учитывая падение спроса, обусловленное кризисом в отрасли. Однако рост буровой активности и удорожание нефти, скорее всего, побудит поставщиков поднять цены.
- Экономический аспект. Чтобы остаться на плаву, компаниям пришлось "отсечь" все лишнее, оставив только самое необходимое: наименее прибыльные скважины были законсервированы, инвестиционные проекты заморожены, штат сокращен до минимума. С одной стороны условия жесткой экономии учат получать максимум отдачи при минимальных затратах, но с другой стороны такой режим выживания лишает их возможности развития. Если человек долгое время живет на "хлебе и воде", он не сможет резко перейти на новый уровень, если его доходы вдруг вырастут на 15-20%. Так же и компании придется потратить некоторое время, прежде чем она сможет выйти из режима жесткой экономии.
Таким образом, часть благоприятных факторов испарится сама по себе вместе с повышением цен, что приведет к росту себестоимости добычи. А другие факторы по своей сути ограничивают возможности компаний быстро восстановить объемы производства даже при увеличении стоимости нефти.
Денег нет, есть долги
По данным S&P Capital IQ, чистая долговая нагрузка зарегистрированных на бирже нефтедобывающих компаний за последние 12 месяцев более чем в четыре раза превышала их прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Для мелких компаний этот показатель может быть еще выше.
Даже при стоимости нефти 100 долларов за баррель затраты на обслуживание долга некоторых производителей сланцевой нефти достигали 50% от операционных денежных средств. А в условиях кризиса этот показатель взлетел к 83% - некоторые компании в итоге обанкротились, кто-то превратился в "зомби", работая за долги, кто-то сумел выжить, но дорогой ценой, продавая за бесценок свои производственные мощности, увольняя сотрудников и сворачивая инвестиционные проекты. Старое оборудование сдано в утиль, новое купить не на что. Более того, во время кризиса компании нефтяного сектора сократили свыше 158 тыс. человек, и восстановить такую потерю трудовых ресурсов быстро не удастся.
Согласно исследованиям Wood Mackenzie, благодаря оптимизации затрат, компании, работающие в Пермском бассейне на западе Техаса, а также на месторождениях в южных и центральных регионах Оклахомы действительно могут работать с прибылью даже при стоимости нефти чуть ниже 50 долларов за баррель. Некоторые компании, включая ConocoPhillips, Pioneer Natural Resources, Marathon Oil и Devon Energy, смогут обеспечить себе достаточный приток денежных средств для наращивания производства без привлечения долгового финансирования, однако большинству все-таки нужны цены повыше.
По теме: На рынке нефти больше нет простых решений
В условиях жесткой закредитованности у многих в приоритете стоит сокращение долговой нагрузке. Даже в Conoco дали понять, что любые дополнительные средства будут в первую очередь направляться на погашение долгов, а уж потом на развитие. Другие компании придерживаются аналогичной стратегии.
Времени тоже в обрез
По оценкам некоторых аналитиков, при благоприятных условиях американская сланцевая отрасль сможет восстановиться и возобновить рост через 12-18 месяцев. То есть нужно, чтобы нефть стоила более 50 долларов за баррель или выше хотя бы год-полтора.
Чтобы расконсервировать замороженные проекты и тем более вкладывать деньги в развитие, обновлять оборудование и расширять штат, компаниям, нужны деньги, время и уверенность в завтрашнем дне. Вместо денег у сланцевиков в основном долги, а времени - в лучшем случае полгода. Именно на такой срок рассчитано соглашение ОПЕК, и заглядывать дальше в надежде, что оно будет пролонгировано, крайне недальновидно, учитывая непостоянство и внутренние конфликты между странами, входящими в картель.
Татьяна Чепкова Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс