Вопреки всем ожиданиям и прогнозам Дональд Трамп был избран 45-м президентом США, и это является очень важным событием для финансовых рынков (их реакция служит тому хорошим подтверждением) поскольку предполагает значительное изменение политики во многих сферах — фискальной, торговой, внешнеполитической, монетарной. Первоначальный приступ паники уступил место оптимизму, однако не широкомасштабному, а избирательному. Тональность заявлений Трампа после выборов стала более умеренной, однако неопределенность сохраняется, особенно это чувствуется в случае с развивающимися рынками.
Победа на выборах была впечатляющей, и у Трампа есть хороший мандат на реализацию предвыборных обещаний, одним из которых был пересмотр условий торговых соглашений, в том числе Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), пересмотр позиции относительно Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства и торговых отношений с Китаем.
Суть риторики Трампа предполагала протекционистские меры, и, хотя она стала взвешенней, у инвесторов нет понимания того, как будут развиваться события, что негативно для стран, наиболее уязвимых к подобным изменениям политики (для которых доля экспорта в США относительно ВВП высока, см график ниже), в особенности для представителей Латинской Америки и Азии. В этом плане, обвал мексиканского песо неудивителен, и курс доллар/песо вполне может вернуться к 21.50.
По теме: Westpac: с Трампом еще далеко не все ясно
Ситуация с Китаем, впрочем, стоит особняком — здесь возможности давления выглядят ограниченными. Во-первых, для Китая экспорт в США, хоть и составляет 20% от всего объема экспорта, относительно ВВП не столь значителен. Во-вторых, рост протекционизма вызовет ответную реакцию, в частности Китай может ужесточить импортные тарифы для американских компаний, например, могут быть повышены тарифы для iPhone и другой электроники, сборка которой осуществляется в стране. В-третьих, Китай может допустить дальнейшее ослабление юаня, просто не проводя сдерживающих рост национальной валюты интервенций на форекс, и тут его трудно будет назвать манипулятором валютных курсов. Хотя стоит отметить, что в перспективе юань будет слабеть вне зависимости от развития взаимоотношений Китая с США. В-четвертых, не стоит зыбывать, что портфель американских государственных облигаций Китая составляет $1.2 трлн. В-пятых, Китай — фактически монополист на рынке редкоземельных минералов (его доля составляет около 95%), а они используются повсюду — от ветряных турбин до мобильных телефонов. В 2010 Китай уже использовал этот фактор для давления на Японию, когда китайское рыбацкое судно было задержано японскими властями в спорных водах.
По теме: Торговой войны между США и Китаем может и не случиться
По теме: Китайские инвесторы покупают биткоин, спасаясь от девальвации юаня
Говоря о Китае, также стоит упомянуть и о риторике Трампа относительно перспектив внутренней политики, и она, скорее, носит позитивный для этой страны характер. Одним из ключевых предвыборных обещаний было наращивание фискального стимула, а также грандиозный проект по улучшению инфраструктуры — разговоры о нем способствовали росту цен на промышленные металлы, в частности медь. Если эти обещания будут выполнены, фискальный дефицит может достичь 2.2% от ВВП.
По теме: Цены на медь взлетели выше $6000 за тонну — спасибо Трампу
Фактические масштабы в итоге могут оказаться более скромными, учитывая, что это потребует значительного роста государственного долга, против которого, вероятно, выступят даже республиканцы. Кроме того, стоит иметь ввиду, что экономика США функционирует в состоянии, близком к полной загрузке, и подобные меры могут вынудить ФРС пойти на ужесточение политики, что частично нивелирует позитивный эффект мер для экономики.
Также стоит помнить о временном лаге между фискальными мерами и их последствиями. Рост расходов на ифраструктуру начнет приносить плоды далеко не сразу, например в Дании инфраструктурные проекты государства нашли свое отражение в экономике через 4 года.
В долгосрочной же перспективе, позитивный эффект фискальных мер, увеличения инвестиций в инфраструктуру, ослабления регулирования и снижения налогов, вероятно, будет перечеркнут негативными последствиями реализации обещаний относительно изменения миграционной политики и усиления протекционизма.
Чего же стоит ждать в ближайшем будущем?
Роста доходности по государственным облигациям, особенно на дальнем конце кривой, на фоне ожиданий более сильного роста экономики за счет фискальных и иных мер. После прояснения перспектив политики вероятна стабилизация.
Улучшения показателей корпоративного сектора в США, благоприятным для которого являются и планы по смягчению регилурования. Danske отдает предпочтение американским акциям, в особенности медицинских компаний (смягчение регилирования), бумагам финансовых (дерегуляция и рост кривой доходности), промышленных и металлургических (инфраструктурные проекты) компаний, а также акциям компаний энергетического сектора.
В банке считают целесообразным сокращение экспозиции в бумагах развивающихся рынков, в частности латиноамериканских (особенно мексиканских и бразильских) компаний, но считают привлекательной ее увеличение в бумагах российских и восточноевропейских компаний. Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс