Источник изображения The Economist
Barry callebaut в шоколаде. И не только потому, что он крупнейший в мире производитель сыпучего шоколада. Акции компании с апреля выросли на 20%. Поводом стал отчет об увеличении объема продаж, даже несмотря на рост стоимости какао. Питер Фельд, глава Barry callebaut, уверен, что дорогие ингредиенты не повод для беспокойства: «То, что быстро растет, быстро падает».
Хаос на рынке какао-бобов
Однако шоколатье, возможно, придется съесть свои слова. Ожидается, что в этом сезоне третий год подряд предложение какао будет отставать от спроса на 8.5% мирового производства. В следующем году уже маячит еще один дефицит. Рынок охвачен хаосом. За месяц до 19 апреля цена самого популярного контракта на какао выросла на 50%, почти до $12 000 долларов за тонну. Это исторический максимум. Десять дней спустя дождь в пострадавшей от засухи Западной Африке, где выращивается четыре пятых мирового урожая, вызвал самое большое внутридневное падение цен. Цены на какао по-прежнему в три раза превышают уровень годичной давности.
Хаос отчасти обусловлен краткосрочными проблемами с поставками. После штормов в конце прошлого года на плантации какао в Гане и Кот-д’ Ивуаре пришла жара, что привело к распространению черного стручка (грибка) и опухшего побега (вируса), что еще больше снизило урожайность. В этот сезон сбора урожая, который длится с апреля по сентябрь, Кот-д’ Ивуар может собрать на треть меньше какао-бобов, чем в прошлом году. В Ганне урожай, согласно прогнозам, будет худшим за последние 20 лет.
Эти несчастные стечения обстоятельств усугубляют хронические проблемы отрасли. Фермеры, выращивающие какао в Гане и Кот-д’ Ивуаре, получают установленную правительством цену, которая слишком низка для них, чтобы инвестировать в удобрения, пестициды и новые растения. Многие деревья у них старые и неурожайные. Фиксированные цены для фермеров не дают им заработать, когда какао дорожает на мировых рынках. А это значит, что дефицит сохранится. В некоторых местах бобы ввозятся контрабандой в соседние страны со свободными рынками. Все чаще фермеры вообще отказываются от какао, предпочитая выращивать более прибыльные культуры, например, каучук.
Как следствие, Гана и Кот-д’ Ивуар, у которых трейдеры покупают контракты на поставки на более поздний срок, не выполнили заказы на сотни тысяч тонн. Разочарованные покупатели отчаянно пытаются получить бобы сегодня, что объясняет еще одну странность рынка: сегодняшняя цена почти на $3000 выше, чем цена контракта на поставку бобов в мае 2025 года, несмотря на то, что конца текущему кризису не видно.
Временное облегчение не решит проблему
Летом, когда на смену Эль-Ниньо придет Ла-Нинья, может выпасть больше осадков, что принесет некоторое облегчение африканским плантациям. В других регионах поставки также растут. Фермеры в Эквадоре быстро наращивают производство, потому что их отпускные цены коррелируют с мировыми.
Но они не способны закрыть все дефициты. Болезни сельскохозяйственных культур трудно поддаются лечению; а пока новые деревья дорастут до плодоношения, пройдут десятилетия. И убедить фермеров посадить их будет сложно. Правительство Кот-д’ Ивуара подняло отпускную цену для фермеров в сентябре и еще раз — в апреле, в середине сбора урожая. Несколько дней спустя Гана последовала этому примеру. Тем не менее фермеры по-прежнему жалуются, что цены слишком низкие. Трейдеры с непогашенными контрактами опасаются, что их попросят заплатить больше, когда, наконец, будут осуществлены поставки, потому что правительствам двух стран не хватает денег, чтобы покрыть разницу самостоятельно.
Отсутствие веры в крупнейших мировых производителей убивает ликвидность на фьючерсных рынках — еще один фактор, усиливающий хаос. Трейдеры избегают новых контрактов, потому что не верят, что они будут исполнены в полном объеме. Некоторые ликвидируют существующие контракты, потому что Нью-Йоркская биржа просит у трейдеров больше денег для обеспечения позиций. «Открытый интерес» по фьючерсам на какао (количество непогашенных контрактов) снизился с 330 000 в янваер до 150 000. Это самый низкий показатель за десятилетие. На тонком рынке даже одиночные сделки способны повлиять на цены.
Европейское регулировалие добивает рынок
И вишенка на этом шоколадном торте — это неопределенность, созданная новым регулированием в Европе. В соответствии с правилами, которые вступят в силу в конце года, компании будут обязаны доказать, что их бобы не происходят из обезлесенных земель. Сделать это будет крайне трудно, потому что отрасль полагается на мелких фермеров. В результате премия по лондонскому контракту по сравнению с его нью-йоркским аналогом превысила $400 за тонну — десятикратное увеличение за два месяца.
До недавнего времени многие кондитерские фирмы были хорошо защищены от роста цен. Но хеджи, которые в основном были куплены шесть-восемь месяцев назад, начинают истекать, отмечает Пол Джоульс из Rabobank. В результате у компаний остается неприятный выбор. Некоторые из них уменьшают количество шоколада, покрывающего шоколадный батончик, или запускают фруктовые версии своих бестселлеров. Другие закрывают более дорогостоящие заводы в попытке сохранить рентабельность. В конце концов, однако, многим придется согласиться на более низкую прибыль или переложить расходы на потребителя, рискуя разрушить спрос. Хорошо это или плохо, но эра дешевого шоколада скоро может закончиться.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Рынок какао успокоился после масштабной волатильности
Цены на какао снова обновили рекорд из-за проблем с урожаем в Западной Африке
Ключевой производитель какао пытается избежать дефолта по экспортным контрактам