Российские фирмы, базирующиеся в Объединенных Арабских Эмиратах, попадают под более пристальное внимание со стороны местных банков, поскольку это государство Персидского залива сталкивается с усилением давления со стороны США с целью борьбы с уклонением от санкций и активизирует усилия по выходу из списка наблюдения.
ОАЭ привлекли поток российских денег в первый год СВО, и компании быстро и легко сориентировались в банковских операциях. Этот процесс постепенно становится все более трудным, отказы становятся все более распространенными, поскольку ОАЭ проявляют меньшую склонность к риску, связанному с санкциями, и стремятся выйти из так называемого серого списка, по словам более полудюжины владельцев бизнеса и консультантов, опрошенных Блумберг, попросивших не называть их имени, поскольку такая информация не является публичной.
Дубай Источник: AFP/Getty Images.
Денежные переводы — будь то для компаний, репатриирующих средства в Россию или переводящих деньги в третью страну — также стали объектом более строгого контроля и теперь занимают больше времени, говорят люди. По их словам, некоторые банки требуют дополнительную документацию и иногда блокируют средства, пытаясь обосновать перевод или ставя под сомнение происхождение денег.
Сразу после начала СВО чиновники ОАЭ придерживались политики, которая привлекла приток средств от состоятельных частных лиц. По словам людей, в последние месяцы чиновники стремились устранить очевидные пробелы в соблюдении санкций, поскольку ОАЭ стремятся исключить себя из списка юрисдикций, подлежащих усиленному надзору со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, группы, которая стремится бороться с глобальными отмывание денег.
Тем временем США, Великобритания и Европейский Союз усилили давление на чиновников Эмиратов с целью борьбы с незаконными потоками и закрытия каналов, используемых Москвой для обхода торговых санкций и финансирования военных расходов. В этом месяце администрация Байдена нанесла удар по нескольким судоходным компаниям в ОАЭ, что является частью борьбы с несоблюдением предельного уровня цен на нефть.
«С точки зрения финансового соответствия, быть русским в ОАЭ стало намного сложнее, и ситуация становится все более жесткой», — сказала Дарья Невская, юрист из Дубая, которая консультирует клиентов по трансграничным сделкам и банковским счетам. «Некоторые банки, которые раньше принимали платежи из России, теперь прекратили подобные операции».
Отвечая на вопросы Bloomberg, представитель ОАЭ заявил, что страна чрезвычайно серьезно относится к своей роли в защите целостности мировой финансовой системы.
«Увеличенные ресурсы и опыт, которые мы задействовали, подкрепляют постоянную приверженность ОАЭ борьбе с экономической преступностью и разрушению незаконных сетей как внутри страны, так и за рубежом», — сказал чиновник.
В рамках разбирательств FATF банки ОАЭ запрашивают дополнительную информацию у нынешних и потенциальных клиентов, включая конкретные проверки, связанные с санкционными списками, сообщил агентству Bloomberg во вторник Тани Аль Зейуди ъ, государственный министр внешней торговли страны.
Хотя это верно для клиентов любой национальности, по словам людей, знакомых с вопросом, ситуация может быть особенно острой для россиян из-за объема санкций, применяемых в конкретной стране.
«ОАЭ обычно очень хорошо справляются с тем, чтобы избежать серьезного порицания, и в то же время быть настолько открытыми для бизнеса со всех сторон, насколько это возможно», — сказал Штеффен Хертог, доцент Лондонской школы экономики и политических наук. «Более тщательной проверки и разрыва связей с теми, кто явно уклоняется от санкций, будет достаточно, чтобы избежать любой эскалации отношений с США».
По словам Майкла Малиновского, партнера юридической фирмы Lecap, изменение политики особенно сильно ударило по малому бизнесу из-за расчетов кредиторами риска и вознаграждения.
Некоторые крупные предприятия сейчас рассматривают альтернативы.
По словам двух человек из отрасли, меры ОАЭ по борьбе с незаконной деятельностью на рынке драгоценных металлов и меры США против крупнейших российских золотодобытчиков привели к переносу торговли из Дубая в Гонконг с апреля. Более строгий надзор за банковскими переводами и обязательная государственная база данных для мониторинга денежных платежей увеличили препятствия для российских экспортеров в ОАЭ, говорят люди, знакомые с ситуацией.
Другая крупнейшая российская горнодобывающая компания, акционеры которой подверглись санкциям, уже несколько месяцев пытается открыть банковский счет, сообщили два человека, знакомые с ситуацией.
Газпромбанк, избежавший самых строгих ограничений из-за своей роли в торговле сырьевыми товарами, закрыл один из своих корреспондентских счетов в дубайском банке Mashreq, сообщил человек, непосредственно знакомый с ситуацией, отказавшийся называться, поскольку информация является конфиденциальной. На данный момент у кредитора есть счета в двух других банках ОАЭ, сказал этот человек, добавив, что, по его мнению, банки Дубая закрывают счета из-за российского происхождения денег.
Сотрудники Газпромбанка по связям со СМИ и Mashreq не ответили на запросы о комментариях.
Конечно, ОАЭ по-прежнему являются излюбленным центром для многих крупнейших российских компаний, не подпадающих под санкции. ПАО United Co. Rusal International переносит свою глобальную штаб-квартиру по торговле алюминием из Швейцарии в Дубай, а EuroChem Group AG, один из крупнейших производителей удобрений в стране, уже более года осуществляет свои торговые операции через Дубай. Группа удобрений «Уралхим-Уралкалий» с 2021 года имеет свое международное торговое подразделение, базирующееся в зоне свободной торговли DMCC Дубая.
Тем не менее, более пристальное внимание со стороны властей ОАЭ подталкивает некоторые предприятия среднего бизнеса переезжать в соседние страны Персидского залива, такие как Оман или Бахрейн, которые не находятся в центре внимания правительства США, говорят люди.
«ОАЭ по-прежнему являются очень полезным центром для России, особенно для богатой элиты вокруг Путина», — сказал Хертог. «На данный момент Россия, вероятно, нуждается в ОАЭ больше, чем наоборот, но потребность в российском сотрудничестве по отношению к Ирану, Сирии, Ливии и другим региональным горячим точкам все еще существует».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram