Россия запретила западным компаниям, продающим свои российские активы, выводить выручку в долларах и евро, введя-де-факто дополнительный валютный контроль в попытке поддержать слабеющий рубль.
Западные компании, выходящие из России, должны согласовать цену продажи в рублях, иначе, если продавцы настаивают на получении иностранной валюты, они столкнутся с задержками и даже потерями сумм, которые могут быть переведены за границу, пишет Financial Times со ссылкой на конфиденциальные источники.
Новые ограничения подчеркивают обеспокоенность по поводу обесценивания рубля.
В этом году рубль обесценился более чем на 20 процентов по отношению к доллару, превысив в августе 100 рублей за доллар. Это ознаменовало «психологический порог», заставив власти принять «паллиативные меры», сказал один из банкиров, участвовавших в недавнем уходе западных компаний. «Это все равно, что наложить пластырь на гангрену».
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил газете Financial Times, что долг каждого правительства — создать «наиболее благоприятные условия для своей валюты, поэтому мы создаем наиболее благоприятные условия для рубля».
«Рубль имеет абсолютный приоритет», — сказал Песков. Он добавил, что когда речь шла о выходе иностранных компаний, Россия руководствовалась «собственными интересами и выгодами».
Когда в июле рубль начал слабеть, российские власти сначала ввели ограничения на то, как компании, выходящие из страны, могли забрать с собой выручку от продажи, говорится в документе, опубликованном правительственной подкомиссией по иностранным инвестициям, одобрение которого требуется для сделок с участием западных компаний.
Западным компаниям было предложено два варианта продажи своих активов в иностранной валюте: перевести деньги на строго ограниченный счет типа «С» в российском банке или перевести выручку на счет за границей — в этом случае сумма разбивалась на части. Альтернативно, продавец мог обналичить деньги в рублях и сразу получить всю сумму на обычный счет в российском банке.
Но на практике первые два варианта были еще более ограничены с точки зрения объема и частоты платежей за границу, поскольку власти стремились силой заставить компании вести бизнес в рублях.
Поскольку рубль продолжал падать, российский центральный банк с августа четыре раза повышал процентную ставку, доведя ее до 15 процентов в минувшую пятницу. Еще один шаг был предпринят ранее в этом месяце, когда Президент РФ подписал указ, обязывающий 43 компании продавать часть своей выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке.
Центральный банк не поддержал это решение, заявила в пятницу Эльвира Набиуллина, что является редкой публичной демонстрацией несогласия с Кремлем. Она назвала эффект от меры «незначительным», который будет ощущаться лишь в течение короткого периода времени. Рубль стабилизировался на уровне около 0,011 доллара, но остается значительно ниже уровня, который был до начала конфликта на Украине.
Ограничения на репатриацию валюты добавились к растущему списку критериев, которым должны соответствовать сделки, прежде чем они могут быть одобрены. В их число входит «добровольный» взнос в российский бюджет, увеличенный недавно с 10 до 15 процентов от суммы сделки, и продажа с дисконтом не менее 50 процентов к справедливой стоимости активов.
Инвестиционный банкир, который недавно помог закрыть сделку стоимостью около $300 млн, сообщил, что комиссия установила семидневный срок для завершения продажи на зарубежный счет, но покупатель не мог переводить более $20 млн в день.
«Простая математика показывает, что продавец не мог получить всю выручку от сделки», — добавил он.
Другой человек, работавший с выводящими из РФ средства компаниями, сказал, что комиссия сообщила им, что существует неофициальный лимит в 500 миллионов долларов, которые можно перевести за границу.
«Государство ввело контроль за движением капитала, не сказав об этом. Государство говорит: „Выводить средства в евро или долларах не запрещено, это просто сложно“. Вам решать, обналичивать ли валюту или рубли, или не обналичивать вообще».
Одна из западных компаний, выводившая средства, испытала последовательные изменения правил в рамках одной сделки.
Сначала они подали заявку и получили разрешение на продажу активов в евро, но покупатель в последнюю минуту отступил. Когда в июле они подали заявку на ту же сделку и нового покупателя, им сказали, что только 50 процентов выручки в евро можно получить немедленно, а остальная часть будет отложена. Однако если продавец согласится на рублевую сделку, ему сказали, что он сможет получить всю сумму сразу.
После оплаты в рублях продавец может либо обменять сумму в России, либо попытаться купить иностранную валюту за границей.
«Оба варианта плохи», — сказал источник FT. «В первом случае курс ужасный и сложно обменять большие суммы. Во втором случае сложно найти банк, который примет деньги».
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
«Сбер» не предполагает заметного укрепления рубля в последний торговый день октября
Доллар/рубль опустился до 92 впервые с начала августа
Эксперт дал прогноз по рублю на полгода
Банк «Русский Стандарт» дал прогноз по рублю на ближайшие дни