Китай использует кредиты, согласованные в рамках своей инициативы "Один пояс — один путь" (BRI), для продвижения юаня на международном уровне, уже увеличив долю юаня в глобальных платежах до рекордного уровня.
На этой иллюстративной фотографии видна банкнота в китайских юанях от 31 мая 2017 года. REUTERS/Томас Уайт
Во время форума "Один пояс — один путь" в Пекине, который завершился в среду, госбанки Китая подписали ряд кредитных контрактов, деноминированных в юанях, с иностранными кредиторами.
Многие из 130 стран, принявших участие в форуме, принадлежали к Глобальному Югу, в то время как большинство западных стран остались в стороне, и присутствие президента России Владимира Путина оказало поддержку стремлению председателя КНР Си Цзиньпина к новому многополярному мировому порядку.
"Вы можете видеть, что страны, которые в основном используют юань для торговых расчетов, - это в основном страны, которые посетили Пекин или заключили стратегические соглашения с Пекином, наиболее очевидной из которых является Россия", - сказала Алисия Гарсия Эрреро, главный экономист Natixis по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Геостратегическая напряженность и высокие процентные ставки в США помогли Пекину повысить приемлемость юаня в отношениях с некоторыми странами.
Согласно данным SWIFT, опубликованным в среду, в сентябре на долю юаня - также называемого RMB - приходилось 3,71% глобальных платежей по стоимости, достигнув рекордно высокого уровня и почти удвоившись с 1,91% в январе. Тем не менее, доля юаня ничтожно мала по сравнению с 46,6% доллара.
Растущая конкуренция между Китаем и США и российско-украинский конфликт подтолкнули Пекин к тому, чтобы убедить большее число стран использовать юань для расчетов, несмотря на снижение курса валюты по отношению к доллару.
А финансирование проектов BRI помогло Китаю оживить некогда зашедший в тупик процесс интернационализации юаня. Прошло 10 лет с тех пор, как Си Цзиньпин запустил свой престижный проект BRI, направленный на создание глобальной инфраструктуры и энергетических сетей, соединяющих Азию с Африкой и Европой.
"На фоне растущей волатильности валют во всем мире BRI предоставляет хорошую возможность расширить международное влияние юаня", - пишет China International Capital Corp (CICC).
Банк развития Китая, кредитор государственной политики, подписал кредитные контракты в юанях с малайзийским Maybank, центральным банком Египта и BBVA Перу для поддержки проектов BRI.
Другой государственный банк, Экспортно-импортный банк Китая, подписал кредитное соглашение в юанях с Национальным банком Саудовской Аравии, в то время как Bank of China помог Египту выпустить первые в Африке облигации Panda, номинированные в юанях.
Пекин также выделил дополнительные 80 миллиардов юаней (10,94 миллиарда долларов) своему Фонду Шелкового пути для реализации проектов BRI.
Основной движущей силой роста финансирования в юанях стало резкое повышение процентных ставок в США.
В результате "все более высокой стоимости заимствований в долларах... многие должники обратились к юаню за финансированием или рефинансированием", - сказал экономист Natixis Хаосинь Му, также сославшись на "превращение доллара в оружие" после конфликта на Украине в качестве фактора, стоящего за расширением использования юаня.
Гарсия Эрреро из Natixis сказал, что юаню все еще далеко до того, чтобы бросить вызов доминированию доллара, сославшись на его крошечную долю в торговле нефтью, а также на то, что иностранцы сокращают вложения в китайские акции и облигации. Она также предупредила, что валюта, которой отдает предпочтение блок, имеет меньше шансов быть принятой в качестве резервной валюты.
"Резервная валюта никогда не является валютой группы стран", - сказал Гарсия Эрреро. "Можете ли вы сделать это целенаправленно с помощью меморандумов о взаимопонимании со всеми странами BRI? Может быть. Но она не станет по-настоящему глобальной международной валютой".
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram