Крах Silicon Valley Bank обусловлен многими причинами. Однако в первую очередь это связано с портфелем облигаций, стоимость которого резко упала на фоне роста процентных ставок. Неудивительно, что аналитики и инвесторы пытаются определить компании, которые могут иметь аналогичные проблемы, и в других странах. Неожиданные выводы были сделаны в отношении Японии. Местные инвестиционные учреждения накопили огромные запасы внутренних и иностранных облигаций с большим сроком погашения.
Стоимость этих облигаций уже резко упала после распродажи и переоценки, которые происходят при повышении ставок: риск, связанный со сроком действия. Объем долгосрочных иностранных облигаций среди «других финансовых корпораций», к которым относятся страховые компании, инвестиционные фирмы и пенсионные фонды, в июне составил $1.5 трлн, что примерно на $293 млрд меньше уровня в конце 2021 года.
Японская инвестиционная компания Norinchukin Bank является держателей таких облигаций. Компания была крупнейшим покупателем обязательств по обеспеченным кредитам. Стоимость портфеля облигаций сократилась из-за роста ставок с 36 трлн иен ($293 млрд) в марте прошлого года до 28 трлн иен в декабре. Сберегательный банк Japan Post Bank, почти третью которого владеет японское правительство, также подвержен рискам. Иностранные ценные бумаги составили 35% от общего объема активов фирмы по сравнению с практически с нулевым показателем в 2007 году.
Клиенты этих компаний, скорее всего, будут более сдержанны, чем клиенты SVB. В случае с Silicon Valley массовое изъятие вкладов инициировали запаниковавшие венчурные капиталисты. У Japan Post Bank есть много индивидуальных вкладчиков по всей стране, которые открыли примерно 120 млн счетов. Судя по всему, клиенты Norinchukin Bank, среди которых в основном сельскохозяйственные кооперативы, также менее склонны к бегству, чем представители технологического сектора.
Под давлением
Однако риск связан с колебаниями валютных курсов. Как отметил Брэд Сетсер из аналитического центра Council on Foreign Relations, повышение процентных ставок в США сильно увеличило стоимость хеджирования валютных рисков как для инвесторов, так и для компаний и правительств, у которых они покупали облигации. Японские инвесторы продали на $165млрд больше иностранных долгосрочных облигаций, чем купили в прошлом году, что стало крупнейшей ликвидацией в истории. Повышение ставок привело к тому, что эмитентам облигаций по всему миру пришлось больше платить по кредитам. А отток надежных покупателей только усугубляет проблемы.
Огромные объемы иностранных финансовых активов — лишь один из компонентов риска. Процентные ставки в Японии находятся на самом низком уровне по мировым стандартам с начала 1990-х годов, после того как в стране лопнул земельный и фондовый пузырь. Относительная экономическая стагнация в течение тридцати лет, а также периодическая дефляция способствовали крайне низкой доходности облигаций, что вынудило финансовые учреждения покупать долгосрочные облигации, деноминированные в иенах, с более высокой доходностью. Из-за этого увеличивается размер ущерба, который может нанести даже незначительное ужесточение монетарной политики.
При этом все менее понятно, действительно ли Япония сможет сохранить низкие ставки. В январе инфляция потребительских цен достигла 4.3%; зарплата в крупных компаниях, похоже, будет расти самыми быстрыми темпами за последние десятилетия. Повышение ставки на один процентный пункт сократило бы стоимость облигаций банков, деноминированных в иенах, более чем на 9 трлн иен. Нереализованные убытки крупных банков составили бы примерно 10% от их капитала. Убытки в синкин-банках, видах кредитных союзов, были бы еще больше — около 30%.
В прошлом году Банк Японии опубликовал результаты анализа, согласно которым потери будут компенсированы за счет изменения стоимости обязательств. Обычно процентные ставки, которые банки предлагают вкладчикам, растут намного медленнее, чем ставки, которые они взимают по новым кредитам, что ослабляет давление. В случае с региональными банками эти две силы почти полностью компенсируют друг друга. Но в своих расчетах ЦБ исходит из предположения о лояльности вкладчиков. Стоимость портфелей банков наверняка снизится из-за повышения ставок, при этом вкладчикам не приходилось в последнее время проходить испытание на лояльность.
Банк Японии утверждает, что не будет повышать ставки. Однако инфляционное давление, наблюдающееся в последнее время, и рост цен в остальном мире означают, что придерживаться этой позиции все сложнее. Сама возможность повышения уже сказывается на объемах иностранных облигаций, поскольку инвесторы избавляются от активов. И по мере того, как японские институты превращаются из покупателей в продавцов, корпоративные и государственные эмитенты облигаций по всему миру теряют некогда надежных клиентов как раз в тот момент, когда больше всего в них нуждаются.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Рубини предостерегает, что банкротство Credit Suisse будет пострашнее краха Lehman Brothers
Крупные банки США должны выиграть от проблем SVB и Credit Suisse
Вирус из Силиконовой долины угрожает банковской пандемией всему миру