Уолл-стрит снова надувает пузыри. Источник: Bloomberg
Нет ничего более постоянного, чем временное. Сегодня кажется, что все богатеют, будь то компании специального назначения (SPAC), которые рекламирует Чамат Палихапития, покупатели акций в ветке WallStreetBets на форуме Reddit или инвесторы на рынке цифровых валют. Но, как и в 2000 году, сейчас есть люди, которые продолжают инвестировать в акции с реальными доходами и прибылью, избегая ажиотажа вокруг ценных бумаг, которые держатся на честном слове.
Главное отличие нынешней мании — монетарная политика. Тогда, на пороге нового тысячелетия, Федеральная резервная система повысила процентные ставки до 6.5%. Можно было держать даже бóльшую часть денег на счете по ставке денежного рынка, не имея особых стимулов рисковать ими на фондовом рынке.
Высокие процентные ставки сделали денежный эквивалент более привлекательной инвестицией. Сегодня в условиях крайне мягкой монетарной политики и отрицательных реальных ставок, все не так. Не исключено, что именно этот фактор стал катализатором всех спекуляций. Положительные реальные процентные ставки с учетом инфляции, как правило, меняют отношение людей к риску. Если можно получить хорошую доходность с помощью безрискового инструмента, зачем рисковать на фондовом рынке?
Задачи ФРС
Сегодня люди не могут позволить себе такую роскошь. У ФРС есть два обязательства: стабильность цен и полная занятость. Сегодня Центробанку приходиться гораздо больше времени уделять вопросам занятости, поскольку более 10 миллионов американцев остались без работы из-за пандемии. При этом сохраняется низкая и стабильная инфляция. В результате процентные ставки остаются около нуля, а если сделать поправку на инфляцию, они становятся отрицательными. Кроме того, ФРС каждый месяц закачивает $120 млрд непосредственно на финансовые рынки и не собирается сбавлять обороты, чтобы обеспечить восстановление после сильнейшего спада со времен Великой депрессии.
Многие индикаторы говорят о том, что настроения инвесторов вышли за пределы эйфории. Не удивительно, учитывая такое количество легких денег в экономике и на финансовых рынках, а также отрицательную доходность по счетам на денежном рынке с учетом инфляции. Рыночные аналитики из JPMorgan Chase & Co. написали в недавнем отчете, что «доля участия домохозяйств в капитале выросла до рекордных максимумов, превысив предыдущий рекорд, наблюдавшийся в начале 2000 года на пике пузыря доткомов».
Признаки пузыря
Трудно не заметить характерные признаки пузыря. IPO в основном проводятся в первый день торгов, о чем свидетельствуют недавние показатели таких компаний, как Airbnb Inc., DoorDash Inc. и Snowflake Inc. Кроме того, следует напомнить об атаке внутридневных трейдеров-спекулянтов на GameStop Corp. и другие компании, чьи акции слишком активно продавались без покрытия. Не говоря уже об обанкротившейся компании по прокату автомобилей Hertz Global Holdings Inc. и других дешевых акциях, вокруг которых несколько месяцев назад началась настоящая истерия без каких-либо существенных причин. Торговое приложение Robinhood делает инвестиции похожими на видеоигру. Также не стоит забывать о цифровых валютах во главе с биткоином.
Происходящее очень напоминает пузырь, и поэтому, как и 20 лет назад, ведутся ожесточенные споры по поводу того, должна ли ФРС подавлять чрезмерные спекуляции, чтобы в будущем не лопнул более крупный пузырь, нанеся серьезный экономический ущерб. Безусловно, именно это имел в виду тогдашний председатель ФРС Алан Гринспен во время своего памятного выступления в декабре 1996 года, говоря об «иррациональном оптимизме». Конечно, Гринспену потребовалось некоторое время, чтобы повлиять на ситуацию, и фондовый рынок продолжал расти еще три года. А лопнувший пузырь доткомов действительно привел к рецессии и опасному медвежьему рынку, в результате чего с марта 2000 года по октябрь 2002 года индекс Nasdaq 100 рухнул более чем на 78%.
ФРС игнорирует проблему
В ФРС, судя по всему, не обсуждают проблему чрезмерных спекуляций. Председатель Джером Пауэлл уклонился от ответа на этот вопрос на прошлой неделе во время пресс-конференции после заседания Федерального комитета по открытым рынкам, заявив только, что нет сильной связи между процентными ставками и стоимостью активов. Но очевидно, что финансовый кризис 2008 года уходит корнями в монетарную политику, проводимую после пузыря доткомов, когда ставки опустились ниже 2% и сохранялись на этом уровне более трех лет. За последний 21 год было три крупных спекулятивных мании, и все они стали результатом длительного периода отрицательных реальных ставок.
Бывший председатель ФРС Уильям Макчесни Мартин однажды сказал, что задача ФРС — убрать пунш в самый разгар вечеринки. Он имел в виду стимулирование экономики, а не финансовые рынки, но расхождение между реальной экономикой и финансовыми рынками в настоящее время настолько велико, что его нельзя игнорировать. Нынешние интервенции ФРС рассчитаны на кризисные времена, а финансовые рынки уже вышли из кризиса. Следует постепенно от них отказываться, начиная с покупки ФРС биржевых фондов и корпоративных облигаций. ФРС должна понять, что рынки находятся в разгаре бурной вечеринки, и в стену только что полетела первая пивная бутылка.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Скандальные акции просели на $167 млрд, но активисты на Reddit призывают стоять до конца
«Индикатор страха» рынка акций подает тревожные сигналы
Кто и какие убытки понесет из-за вакханалии с акциями GameStop
Никакого пузыря нет, самое время покупать акции — Марко Колановик, JPMorgan