Туман войны на Ближнем Востоке и «новое стратегическое оружие» Северной Кореи. Согласно рыночным законам любое из этих событий должно было спровоцировать значительное укрепление иены против доллара. Трейдеры ссылались бы на безопасный статус японской валюты в периоды геополитической нестабильности, и она оправдывала бы ожидания.
Но, кажется, что теперь эта стратегия не работает.
Иена укрепилась на первой неделе этого года после появления первых тревожных новостей, но лишь незначительно. В целом она не вышла за пределы диапазона 107-110 иен за доллар, в котором она провела последние четыре месяца. Более того, иена сохранила тенденцию к понижению.
Падение возобновилось 6 января, когда в Японии закончились новогодние каникулы и инвесторы вернулись на работу. На этом покупки иены закончились. Очевидно, местные инвесторы выбрали другие стратегии ухода от рисков. Например, начали скупать золото.
Почему иену не покупают
Аналитики между тем нашли несколько причин, по которым иена не оправдала ожиданий. Во-первых, в Японии большие дефициты торгового баланса, что является традиционным фактором девальвации валюты. Во-вторых, местные управляющие активами активно скупают высокодоходные иностранные активы. В-третьих, японские компании вынуждены бороться с хронической нехваткой достойных капиталовложений на родине. В этих условиях они все чаще уходят за границу в поисках выгодных сделок.
Это согласуется с тенденцией к стабилизации иены. Валютный стратег JPMorgan Тору Сасаки отмечает, что в 2019 году пара доллар/иена торговалась в самом узком диапазоне с 1980 года. Размах колебаний не превышал 7.6%. Годовой диапазон движений иены уже третий год подряд не превышает 10%. Между тем на протяжении большей части последних четырех десятилетий валюта показывала куда более существенные колебания.
Однако, по словам Сасаки, самое важное отличие между «тогда» и «теперь» заключается в необычно высоком интересе к риску в период с 2005 по 2007 годы. Как раз в это время иена и заработала себе статус валюты-убежища. Тогда же пользовалась популярностью стратегия carry trade, то есть покупка высокорисковых валют за счет заемных средств в низкодоходной иене. Чем лучше был прогноз по мировой экономике, тем активнее инвесторы продавали иену, чтобы финансировать покупки активов в Бразилии, Турции и Австралии.
Между тем, в период стресса инвесторы в первую очередь избавлялись от этих спекулятивных позиций, соответственно, им приходилось выкупать иену, которая была валютой финансирования в этих сделках. В этом смысле японская валюта редко выступала именно как безопасный актив. Она просто росла по умолчанию, когда инвесторы выходили из других позиций. Это значит, что для восстановления прежней модели на рынок должны вернуться carry trade.
Но не все так просто. Среди крупных экономик, нигде нет валюты, которая могла бы заинтересовать ищущих высокой доходности инвесторов. Таким образом, отсутствует ключевой компонент стратегии. Более того, для тех, кто все-таки пытается ее применять, низкодоходный евро выглядит еще более привлекательным в качестве валюты финансирования, чем иена.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Диапазон по доллар/иене постепенно смещается к 110-115: Mizuho