Американцы научили рынок нефти игнорировать конфликты на Ближнем Востоке. Удар ВВС США убил Касема Сулеймани, а Иран пообещал отомстить. Цены на нефть взлетели на опасениях начала полномасштабной войны, однако спустя считанные дни котировки отыграли весь рост и ушли ниже.
Подобная картина была бы немыслима всего 10 лет назад, однако сегодня она повторяется все чаще. Призрак войны витал над Ближним Востоком всю прошлую неделю, однако панические покупки нефти были встречены волной продаж со стороны американских сланцевиков, которые поспешили захеджировать будущую добычу.
Похожая ситуация наблюдалась в середине сентября, когда дроны неопознанного происхождения нанесли удар по НПЗ Саудовской Аравии, в результате чего добыча в стране краткосрочно сократилась вдвое. Тогда двадцатипроцентный взлет цен на нефть был полностью отыгран всего за две недели.
Похоже, рынок нефти начинает жить в новой реальности, в которой хеджирование производителей, масштабный рост запасов в Азии и увеличение экспорта черного золота из США серьезно ограничивают любые попытки роста цен в случае угроз нарушения поставок.
«Как только цены начинают расти в ответ на геополитические события, производители нефти начинают хеджировать будущую добычу», - отмечает глава департамента исследований товарного рынка Citigroup Эд Морс. - «Чем выше растут цены, тем больше они хеджируют».
Резкое снижение цен на нефть после взлета 3 и 8 января является не столько следствием деэскалации напряженности между Ираном и США, сколько говорит о том, как сильно сланцевая революция изменила психологию рынка.
В день убийства Касема Сулеймани (3 января) Минэнерго США сообщило о том, что объем чистого экспорта нефти из страны достиг рекордных 1.73 млн б/д. Это — историческая перемена для Америки, которая всего 10 лет назад была одним из крупнейших импортеров, а сегодня полностью трансформировала реакцию рынка на кризисные явления.
Сланцевики гораздо менее устойчивы перед лицом сильных колебаний цен на нефть, нежели такие гиганты, как Exxon или Royal Dutch Shell. Поэтому сегодня любой рост котировок находит естественных продавцов в лице огромного количества небольших компаний, хеджирующих будущую добычу.
«Цены на нефть достигли сладких уровней для многих североамериканских производителей», - отмечают аналитики RBC Capital Markets. - «Многие из них ждали шанса захеджировать добычу на 2020 год на уровне $60 за баррель, и поспешили это сделать, как только котировки взлетели выше. Кроме того, им повезло, что рост цен совпал с окончанием праздничного периода и соответствующим улучшением рыночной ликвидности».
Occidental Petroleum, один из крупнейших игроков в Пермском бассейне и Нью-Мексико, сообщил, что увеличил объем хеджирования своей добычи на 2020 год с 0.3 млн б/д до 0.35 млн б/д.
Кроме того, рост объемов хеджирования потенциально позволяет сланцевикам поддерживать добычу на высоком уровне как раз тогда, когда эксперты прогнозируют ее снижение. Позже в этом году захеджированная и добытая нефть потечет по американским трубопроводам к портам, и позволит США еще больше упрочить положение страны-экспортера, которая предлагает альтернативу нестабильному Ближнему Востоку.
После ответного удара Ирана по базам США на Ближнем Востоке 8 января Дональд Трамп сообщил на пресс-конференции, что Америка «независима, и ей не нужна ближневосточная нефть». Слова президента США являются некоторым преувеличением, однако эксперты BP обращают внимание на то, что за последние 10 лет доля нефти с Ближнего Востока и из Северной Африки в мировых перевозках сократилась на 5% (с 43% до 38%).
Китай, крупнейший в мире импортер энергоносителей, построил огромное государственное нефтехранилище, запасы которого помогут ему защититься от краткосрочных перебоев поставок. По данным Bloomberg, за последние четыре с половиной года запасы Поднебесной выросли со 191 млн баррелей до примерно 800 млн баррелей.
Страхуется и Саудовская Аравия: страна также построила несколько нефтехранилищ, включая объект на японской Окинаве вместимостью 8 млн баррелей.
«Запасы нефти в развивающихся странах, особенно в Китае и Саудовской Аравии, сегодня намного превышают привычные исторические значения», - отмечают эксперты Goldman Sachs. - «Обе страны демонстрируют желание застраховаться от скачков цен на нефть».
Ветераны нефтяного рынка, которые помнят дефицит предложения 2003 года (вторжение США в Ирак — прим. ProFinance.ru) и начала 1990-х (Война в персидском заливе - прим. ProFinance.ru), постепенно заменяются более молодым поколением трейдеров, вся карьера которых прошла в условиях, скорее, избытка предложения, нежели его дефицита.
«Миру еще предстоит привыкнуть к новой устойчивости рынка, которую обеспечивают американские сланцевики», - сообщил в интервью Bloomberg TV помощник госсекретаря США по энергоносителям Фрэнсис Фэннон. - «Америка вносит большой вклад в глобальную энергетическую безопасность».
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Нефть проигнорировала американо-иранский конфликт, и вот почему
Спрос на нефть со стороны Китая может огорчить Россию и других производителей