Филип Лейн
У ЕЦБ еще есть возможность для дальнейшего понижения ставки, сказал главный экономист банка Филип Лейн, отметив, что пакет стимулов, расколовший Совет управляющих, «не такой уж значительный». «Мы видим достаточно возможностей для дальнейшего снижения процентной ставки, если в этом будет необходимость. Ряд стран, включая Данию и Швейцарию, понизили ставки еще сильнее»: сказал Лейн в интервью Handelsblatt, которое было опубликовано в четверг. Рецессия не ожидается, риск дефляции незначителен, но есть понимание необходимости действий в условиях рисков, связанных с Brexit, торгового протекционизма. «Мнения разошлись только по масштабу и характеру мер».
ЕЦБ 12 сентября снизил ставку по депозитам овернайт банков до минус 0.5% в рамках нового пакет мер, которые включали возобновление покупок облигаций. Против этого последнего элемента выступило около трети Совета управляющих, состоящего из 25 членов, что вызвало общественное недовольство со стороны глав ЦБ таких стран, как Германия, Австрия и Нидерланды. Член правления Сабина Лаутеншлагер, также немец, подала в отставку со своей должности на этой неделе.
Комментарии Лейна открывают двери для дальнейших действий, если еврозона, состоящая из 19 стран, которая все еще сталкивается с такими рисками, как жесткий Brexit и эскалация глобального торгового протекционизма, может оказаться в рецессии. Он сказал, что признаков такого спада еще не видно, и риск дефляции низок, но «существует широко распространенное мнение о необходимости действовать в этой ситуации; и это очень важно. Были разные мнения только о масштабах и характере мер».
Дания и Швейцария, где центральные банки концентрируют свои усилия на контроле обменного курса, имеют ставки в минус 0.75%. ЕЦБ может проводить QE в течение продолжительного времени до того момента, пока не будет достигнут предел, сказал Лейн.
Чиновник также сказал, что для ЕЦБ пришло время пересмотреть свои рамкиденежно-кредитной политики, как это делает Федеральный резерв США после нескольких лет, когда еще больше количество стимулов не смогло вернуть инфляцию к цели чуть ниже 2%. «Мир меняется», — сказал он. «Мы должны проанализировать поведение других центральных банков с точки зрения целевого показателя инфляции».