Все, что было актуально десятки лет, остается таковым и сегодня. В частности, доллар продолжает пользоваться доверием у рынков, правительств и Центробанков. Правда, с годами это доверие постепенно угасает. Европа, Китай, Россия и многие более мелкие страны чуть ли не каждый день выдвигают новые инициативы, и все они направлены на снижение зависимости от американской валюты. Причем в этом плавном уходе от доллара не последнюю роль играет золото. Но в мировой финансовой системе по-прежнему нет жизнеспособной и полноценной альтернативы «американцу», и поэтому все разговоры о гибели доллара, безусловно, преувеличены.
Робкий бунт
Со времен греческого кризиса 2012 года американские СМИ ведут себя так, будто Евросоюз уже распался или находится на грани. Но это не так. Спустя двадцать лет после введения евро в 1999 году Еврозона значительно выросла. Конечно, в ЕС не все идеально. Долговые проблемы южных стран едва разрешились, а сама по себе структура региона нередко подвергается критике, и многие считают, что она нуждается в реконструкции.
На этом фоне празднования 20-летия евро прошли скромно и без помпы. Зато было много разговоров на тему валюты. В своем докладе о положении региона в сентябре 2018 года еврокомиссар Жан-Клод Юнкер призвал к усилению роли евро в международной финансовой системе, и тогда он действительно привел факты:
«Евро является второй по популярности валютой в мире, к которой так или иначе привязаны валюты 60 стран. Но мы должны сделать больше, чтобы дать нашей единой валюте возможность играть полноценную роль на международной арене».
На сегодняшний день на евро приходится около 20% мировых валютных резервов. Этот показатель превышает долю Еврозоны в глобальном ВВП. Около 36% международных платежей совершаются в евро, тогда как на доллар приходится 40% транзакций. ЕС ежегодно импортирует нефть и газ примерно на 300 млрд евро, но 80% этих объемов по-прежнему выражено в долларах. С учетом того, что всего 2% энергоносителей импортируется из Америки, Юнкер отметил:
«Абсурдно, что европейские компании покупают европейские самолеты за доллары вместо евро».
Несмотря на все экономические, политические и структурные проблемы внутри Еврозоны, в этом заявлении прослеживается полная уверенность в себе.
Доллар как оружие
Осознать, зачем Европа, Китай и Россия ускоряют процесс дедолларизации, можно только в том случае, если понять важность иранской сделки. Помимо всего прочего, Иран — это наглядное пособие для тех, кто имел неосторожность попасть в зависимость от доллара.
Конечно, Тегеран отнюдь не союзник для Штатов. Но чтобы участвовать в международной торговле, иранцам приходится зависеть от доллара и системы платежей SWIFT, которая принадлежит международному банковскому консорциуму и даже базируется в европейской Бельгии. Тем не менее, Америке удалось надавить на организацию, и добиться отключения Ирана от этой системы. Это и имел в виду глава австрийского Центробанка Эвальд Новотны, когда сделал следующее заявление:
«Америка массово использует доллар в качестве оружия. И при каждой транзакции в долларах все обязаны, к примеру, соблюдать американские санкции против Ирана. Даже если Штаты не принимают непосредственного участия в торговле. Например, это касается экспорта нефти в европейские страны».
Когда был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA), казалось, что эта фаза осталась позади. Но Трамп вышел из соглашения в мае прошлого года. Более того, он заставил SWIFT снова отключить Иран от системы. Это стало настоящим потрясением для других участников сделки. И тогда ЕС внезапно пошел на меры. Впервые со времен введения евро была предложена идея создания отдельного платежного агентства под названием INSTEX. Аббревиатура расшифровывается как Инструмент в поддержку торговых обменов. Неудивительно, что эту инициативу поддержали Китай и Россия.
Центробанки бегут в золото
Долгое время покупки золота международными Центробанками не привлекали внимание СМИ, и эта тема не мелькала в новостных заголовках. Они появились после того, как в начале текущего года стало известно, что в 2018 году мировые регуляторы приобрели максимальные с 1971 года объемы желтого металла. Только за прошлый год они купили 651 тонну золота, что соответствует приросту на 74% за год. Аналитики Мирового совета по золоту ожидают, что по итогам этого года покупки драгметалла составят около 750 тонн.
Но эти цифры говорят нам не обо всем. Вопрос в том, по какой причине Центробанки так активизировались в направлении золота.
Ответ прост: это дедолларизация. Золото, которое сейчас многие ЦБ включают в свои балансы по рыночной стоимости, представляет собой альтернативу. И это единственный действительно нейтральный актив, доступный правительствам и Центробанкам. Около трети мировых золотых резервов находится на балансах Центробанков. Никто не сможет описать мотивы банков, чем регулятор Нидерландов:
«Акции, облигации и другие ценные бумаги сопряжены с риском, и цены на них могут упасть. А слиток золота сохраняет свою стоимость, даже во времена кризисов. Золото — идеальная кубышка, это якорь доверия для финансовой системы. Если произойдет коллапс этой системы, запасы золота могут послужить фундаментом для ее восстановления. Золото укрепляет доверие к стабильности балансов Центробанков и формирует ощущение защищенности».
Заключение
Есть одна вещь, о которой не стоит забывать: Америка по-прежнему не утратила доверие рынков, невзирая на поведение Трампа на международной арене. Долларовые рынки остаются самыми крупными и самыми важными в мире.
Только следующий глубокий кризис покажет, действительно ли смогут евро, юань или золото причинить вред главенствующему статусу доллара, или у него хватит духа, чтобы сохранить свое преимущество. А пока доверие к американской валюте, вероятно, продолжить постепенно угасать.
Автор статьи Ronald-Peter Stöferle, управляющий партнер и фондовый управляющий в Incrementum AG
Подготовлено Profinance.ru по материалам Mise Insittute
По теме:
Citi: дедолларизация будет набирать обороты, и центробанки продолжат скупать золото