Дональду Трампу нужна помощь одной из его любимых боксерских груш, Федерального резерва, если он действительно хочет принять меры, чтобы ослабить доллар. Президент неоднократно выдвигал эту идею в последнее время. Он твитнул в этом месяце, что Европа и Китай играют в «игру с большой валютной манипуляцией» и призвал США «либо соответствовать (этому), либо продолжать оставаться в дураках».
Он также шумел и за кулисами, жалуясь кандидатам на работу в совет ФРС, что сильный доллар может затормозить экономический рост. Чиновники администрации считают, что для того, чтобы любой шаг в отношении доллара был успешным, ФРС должна согласиться с указанной политикой и четко выразить свою поддержку, по словам людей, знакомых с этим вопросом. Казначейство и ФРС координировали последние три валютных интервенции США, равномерно распределяя размер транзакций между собой в 1998, 2000 и 2011 годах, чтобы изменить стоимость доллара.
Но даже если президент будет подталкивать Казначейство к продаже долларов, чтобы снизить его цену, ФРС в значительной степени независима, и нет никаких гарантий, что она будет двигаться в ногу. Казначейство имеет около 94 миллиардов долларов, которые оно может использовать, чтобы попытаться воздействовать на валютные рынки — относительно небольшая сумма, учитывая, что иностранная валюта — это рынок оборотом более 5 триллионов долларов в день. Поддержка ФРС удвоила бы эффект, если предположить, что две организации снова разделили бы расходы 50–50. Но если ФРС останется в стороне, это ослабит сигнал, направляемый на рынки, считает главный экономист рынка облигаций в PGIM Натан Шитс.
«Оправданный» ход
«Неучастие ФРС подорвало бы доверие к интервенции», — сказал Шитс, бывший чиновник Казначейства во времена президентства Барака Обамы. «Участие Федеральной резервной системы принесло бы техническое одобрение и укрепило бы аргумент в пользу того, что этот шаг оправдан фундаментальными факторами».
Представители Белого дома не ответили на запрос о комментарии, представитель ФРС отказался от комментариев.
Сильный доллар дает американским потребителям больше денег для покупки импорта, одновременно нанося ущерб экспортерам, увеличивая торговый дефицит, который Трамп поклялся закрыть. В то время как Трамп недавно распросил кандидатов на два открытых места в совете управляющих ФРС об их взглядах на доллар, он не поручал министру финансов Стивену Мнучину вмешаться, сообщило агентство Bloomberg на прошлой неделе.
Главный экономический советник президента Ларри Кудлоу и министр финансов Стив Мнучин, оба выступают против любых попыток США ослабить доллар, считают люди, знакомые с этим вопросом. Источники просили не называть их имени при обсуждении внутренних вопросов администрации.
Трамп всерьез обеспокоен, что сила валюты подорвет показатели экономики в преддверии его переизбрания в 2020 году, что также вызвало его критику в адрес ФРС. Торгово-взвешенный индекс центрального банка, который измеряет курс доллара США, не намного ниже самого сильного уровня с 2002 года, что подчеркивает конкурентное препятствие, с которым сталкивается американский экспорт. США последний раз вмешивались в валютные рынки в 2011, когда они выступили вместе с другими странами, после того как иена взлетела в результате разрушительного землетрясения в Японии. Это усилие поддержало доллар.
Сегодня все больше аналитиков с Уолл-стрит предупреждает, что США могут действовать в одиночку, чтобы принудительно ослабить доллар. Такого одностороннего вмешательства рынки не знали с 2000 года. Одностороннее вмешательство противоречило бы давним обязательствам, которые США подтвердили в прошлом месяце вместе с другими членами Группы 20, что активное ослабление обменных курсов в целях стимулирования экспорта недопустимо. Мнучин находится на этой неделе во Франции на ежегодной встрече министров финансов Группы семи.
После Минфина
Если Трамп прикажет Мнучину вмешаться, маловероятно, что ФРС последует примеру Казначейства, сказал Марк Собель, который прежде управлял валютным стабилизационным фондом Казначейства, пулом денежных средств, которое правительство США может использовать. Вмешательство США традиционно проводится с целью устранения «беспорядочных колебаний», а не из-за опасений по поводу уровня валютных курсов, сказал Собель, в настоящее время председатель официального форумавалютно-финансовых учреждений США.
«ФРС должна принять собственное, независимое решение», основываясь на доказательствах «рыночной дисфункции или основных последствий для рынка», сказал он. «Неучастие ФРС может послать рынкам сигнал о наличии разногласий, усугубляя, а не снижая волатильность».
Не все убеждены, что ФРС останется в стороне от вмешательства. Goldman Sachs Group Inc. надеется что центральный банк прислушается к решению Казначейства, так как председатель Джером Пауэлл заявил в прошлом месяце, что Казначейство ответственно за политику обменного курса страны, «и точка».
«Далеко не очевидно, что ФРС самоустранится», написал стратег Goldman Майкл Кэхилл в примечании 11 июля. «ФРС, вероятно, присоединится к Казначейству, даже если не будет согласна».
Трейдерам, работающим с иностранной валютой, еще предстоит оценить возможность вмешательства США, не говоря уже о противостоянии Казначейства и ФРС: волатильность ведущих мировых валют приближается к пятилетний минимум. Но аналитики предупреждают, что дальнейшее монетарное стимулирование со стороны Европейского центрального банка может вызвать гнев Трампа и повысить риск вмешательства.
ФРС, скорее всего, будет стремиться найти золотую середину в случае возникновения такой ситуации, сказал Шитс. Хотя причина для вмешательства не является убедительной, сказал он, центральный банк рискует попасть под «мощный политический огонь», если останется в стороне.
«Предлагаемое валютное вмешательство поставило бы ФРС в действительно трудное положение», — сказал Шитс. «Один из подходов состоит в том, чтобы позволить Казначейству действовать в одиночку, а председателю (ФРС) параллельно давать рынкам поддерживающие комментарии, подчеркивая, что Казначейство играет ведущую роль в определении политики валютного курса».
Кэтрин Грейфельд и Салех Мохсин, Bloomberg
Перевод: Дмитрий Полин
Не просите Федеральный резерв понизить доллар
Мы находимся в состоянии валютной войны
Bank of America советует Трампу по-тихому отказаться от политики «сильного доллара»
ОЭСР согласна с Трампом: евро слишком дешев и недооценен на 22%