Семь лет назад Марио Драги достаточно было произнести несколько слов, чтобы убедить рынки в том, что регулятор действительно готов «сделать все возможное», чтобы спасти евро. Сегодня, когда его восьмилетний срок пребывания на посту главы банка близится к завершению, инвесторы утверждают, что Драги блефует.
На прошлой неделе Драги дал рынкам довольно прозрачный намек на готовность использовать дополнительные стимулы в случае, если ухудшение состояния мировой экономики и политическая неопределенность в мире продолжат сдерживать рост ВВП и инфляции в регионе.
По его словам, управляющий совет перешел к более тщательным обсуждениям возможных действий в условиях экономических рисков. Варианты реакции включают снижение процентных ставок и запуск еще одной программы покупок облигаций в рамках третьего раунда количественного смягчения.
Рынки не ожидали такой откровенно голубиной риторики, но практически не показали реакции на заявления главы Центробанка. Евро, который обычно падает на сигналах о смягчении политики, укрепился, приподнявшись над отметкой $1.13, а гособлигации практически не сдвинулись с места.
«Рынки убедили себя в том, что обещания ЕЦБ ничего не стоят, потому что у регулятора нет набора необходимых инструментов, в том числе для покупки активов», — отметил Мелвин Краусс, старший научный сотрудник Института Гувера при Стэнфордском университете.
В 2012 году, в разгар европейского долгового кризиса и обострения беспокойства по поводу выхода Греции из валютного блока, Драги убедил рынки и политиков в наличии возможности для покупок облигаций в практически неограниченных объемах, чтобы спасти евро. К таким мерам ЦБ не прибегал, но одного обещания хватило, чтобы остудить страхи.
Евро мешает Центробанку
В этот раз, когда Еврозона столкнулась с рисками со стороны торговых войн, отсутствие негативной реакции евро расстроило чиновников ЕЦБ, которые считают, что инвесторы должны были показать гораздо более оживленный ответ на вполне прозрачный намек. Высокий курс евро — головная боль для регулятора в зависимом от экспорта регионе, где производители страдают от ослабления мирового спроса. В пятницу немецкий Бундесбанк понизил свой прогноз по ВВП на текущий год с 1.6% до 0.6%.
Отчасти вялая реакция валютного рынка связана с ожиданиями скорого снижения ставки ФРС, которое должно надавить на доллар и одновременно поддержать евро. Но также это поведение игроков говорит о том, что у ЕЦБ нет достаточного набора инструментов в арсенале, чтобы противодействовать рискам.
Текущий уровень ставок ФРС составляет 2.25%-2.5% и дает огромное пространство для их снижения, а в Еврозоне ключевая ставка рефинансирования равна нулю.
На прошлой неделе Драги намекнул на то, что ЕЦБ может найти способы облегчить положение банков, но если он опустит ставки еще ниже, это будет противоречить убеждениям ряда других членов управляющего совета.
Инвесторы также сомневаются, что у регулятора действительно есть существенное пространство для маневра и запуска нового раунда покупок облигаций, о котором говорил Драги. На сегодняшний день объем программы составляет €2.6 трлн — около 40% от ВВП Еврозоны. Рынки полагают, что дальнейшие покупки будут ограничены правилами, согласно которым ЕЦБ не может владеть более чем одной третьей частью непогашенного долга любой страны региона.
При этом рынки игнорируют тот факт, что некоторые чиновники банка считают такие лимиты гибкими.
«Исходя из постановления Европейского суда, ЕЦБ может посчитать, что располагает более широким пространством для маневра, чем раньше», — комментирует Йорг Крамер, главный экономист Commerzbank.
У Драги нет выбора
Сомнения в способности ЕЦБ к действиям поднимает вопросы касательно преемника Драги. Салман Ахмед, главный инвестиционный стратег Lombard Odier Investment Management в Лондоне, отмечает, что итальянский экономист уйдет в отставку в октябре, и пока до сих пор неясно, кто займет его кресло.
В числе потенциальных кандидатов на пост нового главы ЕЦБ находятся такие ястребы, как глава Бундесбанка Вайдман и глава датского Центробанка Кнот. Оба критиковали программу покупки облигаций во время ее первого запуска в начале 2015 года.
«Если ли среди претендентов люди, которым близка философия Драги», — задается вопросом Ахмед.
Некоторые считают, что Драги может утереть нос скептикам. Но в отличие от ситуации в 2012 году, на этот раз ему придется подкрепить свои слова делами.
«Можно с уверенностью сказать, что Драги не оставит своему преемнику ряд неразрешенных проблем, с извинениями, объясняющими, почему он не смог ничего с ними сделать. Он будет действовать и подготовит почву для нового председателя, которому тоже не придется сидеть на месте», — полагает Краусс.
По теме:
Bloomberg и Reuters не могут договориться о том, что происходит внутри ЕЦБ
ЕЦБ обсудил снижение ставок и возврат к количественному смягчению
ОЭСР согласна с Трампом: евро слишком дешев и недооценен на 22%