Нв фото: женщины и дети стоят в очереди за едой в Каракасе
В прошлом месяце администрация Трампа наложила санкции на нефтяной сектор Венесуэлы. После короткого переходного периода американские компании больше не смогут покупать нефть и нефтепродукты у этой страны. Кроме того, им сразу же запретили продавать Венесуэле любые нефтепродукты, которые необходимы ей для поддержания нефтяной промышленности.
Санкции оказались настолько жесткими, что Министерству финансов США пришлось выдавать специальные разрешения американцам, живущим в Венесуэле, чтобы они могли заправлять бензин на государственных заправках.
Последствия этого решения стали ужасающими. В прошлом году Венесуэла продала Штатам нефть и нефтепродукты на сумму $12 млрд. В свою очередь общий объем импорта в Венесуэлу достиг $19 млрд (товары на сумму $11.7 млрд и услуги).
В прошлом году нефть составила 92% венесуэльского экспорта. Остальная часть пришлась на такие товары, как золото (в отношении которого Америка ввела санкции в ноябре). Экспорт нефти полностью осуществляет находящаяся под санкциями госкомпания PDVSA либо напрямую, либо через подконтрольные ей фирмы.
Иными словами, доступ к валюте, по сути, имеет только правительство Венесуэлы. Поэтому из-за отсутствия валютной выручки венесуэльцы не смогут импортировать даже самые необходимые товары, такие как продукты питания и лекарства.
К чему привели санкции
Американский запрет на продажу нефтепродуктов наряду с требованием, чтобы американские нефтесервисные компании срочно свернули деятельность в стране, разрушают нефтяную отрасль. Согласно прогнозам, опубликованным Torino Economics, в результате сокращения производства нефти и потери рынков сбыта из-за санкций экспорт из страны уменьшится на 60%: с $33 млрд в 2018 г. до $14 млрд в этом году.
Несомненно, экономический крах в Венесуэле — сокращение экономики на 46% за последние пять лет — в основном вызван разрушительной политикой администрации Мадуро. Однако экономические санкции могут еще больше усугубить ситуацию.
Хотя некоторые страны пообещали оказать Венесуэле гуманитарную помощь, этого недостаточно, чтобы накормить 30 миллионов венесуэльцев. Как правило, гуманитарная помощь призвана восполнить поставки лекарств и еды, а не заменить производительность экономики. На сегодняшний день обязательства мирового сообщества в совокупности составляют $126 млн. Такой помощи хватило бы всего на две недели, если исходить из объемов импорта лекарств и продовольствия в страну в прошлом году (когда уже был большой дефицит).
Проблема осложняется тем, что Венесуэла лишилась доступа не только к американскому рынку нефти, но и к американской финансовой системе. После того как Штаты признали лидера Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо временным президентом, они предоставили ему контроль над банковскими счетами страны. За ними последовали и некоторые европейские банки, заблокировав переводы, запрошенные представителями Мадуро. Сообщается, что даже подконтрольный государству российский Газпромбанк решил заморозить счета PDVSA, чтобы избежать американских санкций.
Если бы Венесуэла не могла использовать американские и европейские платежные системы для совершения операций, ей пришлось бы, по сути, совершать бартерные сделки с теми странами, которые все еще согласны вести с ней торговлю. Также она не смогла бы использовать доход от продаж в Китай или Индию для оплаты импорта из США, поскольку ни одно финансовое учреждение не стало бы переводить деньги из находящегося под санкциями источника. И даже в таком случае представители администрации Гуайдо были бы вправе арестовать этот платеж. Но Венесуэла импортирует мало товаров из Китая и Индии, единственных стран, которые, вероятно, продолжат закупать у нее нефть в больших количествах.
Как помочь Венесуэле
Чтобы избежать ухудшения гуманитарной ситуации из-за санкций, Америке и мировому сообществу нужно срочно создать специальные механизмы, чтобы предотвратить полный коллапс поставок товаров первой необходимости в страну.
В целом, есть два пути, чтобы находящиеся под санкциями страны смогли продолжать экспорт для оплаты основных импортируемых товаров. Первый путь — создание программы «нефть в обмен на продовольствие» подобно той, что была реализована в Ираке в 1995 г. под эгидой ООН. Второй — предоставление специальных льгот тем странам, которые являются важным источником торговли, как в Иране в 2012 г. и 2018 г. Из-за отсутствия таких оговорок в Венесуэле существующий в стране санкционный режим является одним самых жестких в недавней истории.
Программа «нефть в обмен на продовольствие» позволила бы Венесуэле экспортировать нефть в США при условии накопления доходов на целевых депозитных счетах, которые используются для оплаты импортируемых продуктов питания, лекарств и других предметов первой необходимости. Также следует разрешить импорт товаров, необходимых для работы нефтяной инфраструктуры страны, при условии, что доходы от дополнительной добычи будут поступать на такие же целевые счета. Следить за использованием этих средств должны международные наблюдатели, а гуманитарные организации должны участвовать в распределении товаров, ввозимых в Венесуэлу, чтобы предотвратить их попадание в руки коррупционеров.
Внедрение такого проекта также стимулировало бы сотрудничество между противоборствующими политическими силами Венесуэлы. К примеру, одним из условий предоставления денежных выплат мог бы стать непосредственный контроль программы Наблюдательной комиссией, сформированной в рамках находящейся под контролем оппозиции Национальной ассамблеи.
К сожалению, реализации иракской программы «нефть в обмен на продовольствие» помешала коррупция и неэффективное управление. Это не значит, что создание такой программы было плохой идеей, просто нужно учиться на ошибках. В частности правительство Ирака продолжало выбирать, кто будет покупать их нефть. Иракские чиновники стали спросить покупателей переводить дополнительный сбор на контролируемые Ираком банковские счета, которые тогда использовались для обхода санкций. В рамках венесуэльской программы «нефть в обмен на продовольствие» покупателей должна выбирать независимая комиссия, включающая представителей администрации Гуайдо.
При вводе санкций в отношении Ирана американские власти предоставили льготы странам, пообещавшим существенно снизить зависимость от иранской нефти. До предоставления льгот эти страны столкнулись с той же проблемой, что и торговые партнеры Венесуэлы: поскольку санкции дают Америке право блокировать любой субъект, который помогает находящемуся под санкциями субъекту, зарубежные партнеры отказываются вести дела с фирмами, на которые наложены санкции.
Возможно, ввести такой режим в Венесуэле будет гораздо сложнее, так как в отличие от Ирана венесуэльская нефть в основном поставляется в США. Тем не менее предоставление льгот Индии и Китаю, на долю которых приходится 46% венесуэльского экспорта, стало бы важным шагом. Кроме того, платежи должны поступать на целевые депозитные счета, которые могут использоваться только для оплаты определенных товаров, например продовольствия, лекарств или импортных товаров, необходимых для работы нефтяной отрасли страны.
Срочные меры
Большое значение имеет и время. Запасы уменьшаются из-за экономического спада в стране, который уже стал самым сильным в истории региона. И хотя получить данные о венесуэльской экономике довольно трудно, исследование, проведенное в середине 2018 г., показало, что запасов риса и пшеницы, а это основные продукты питания в стране, осталось на 1 — 2 месяца импорта; и скорее всего, по мере усиления кризиса они еще больше сократились.
Еще более серьезная ситуация с поставками топлива. Хотя Венесуэла является экспортером нефти, для производства бензина используются американские присадки, а сейчас их импорт запрещен. Вскоре после введения санкций компании из тех стран, которые не находятся под санкциями, например Индия, также прекратили поставки нефтепродуктов в Венесуэлу, соответственно растет и вероятность того, что страна не сможет пополнить запасы топлива в ближайшие недели. Коллапс транспортного сектора может застопорить процесс распределения продуктов питания.
Америка должна предоставить льготы Китаю и Индии, а также обеспечить переходный переход для постепенного прекращения импорта нефтепродуктов из Штатов в Венесуэлу. В течение этого периода Совбез ООН должен обсудить создание программы «нефть в обмен на продовольствие», которая будет выполняться под эгидой ООН. Если такая программа станет многосторонним международным проектом, это позволит снизить вероятность ее отклонения Каракасом.
Нужно действовать безотлагательно. Если не принять необходимые меры в течение нескольких недель, Венесуэла будет охвачена голодом. И в этом случае виноват будет не только Мадуро.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Венесуэльская нефть томится в танкерах, а покупатели изнывают от дефицита
Венесуэле некуда девать нефть — запасы на 5-летнем максимуме