Некоторые аналитики начали высказывать опасения, что отрицательные ставки, действующие с июня 2014 года, могут оказаться контрпродуктивными, поскольку они затрудняют банкам привлечение депозитов, кроме того, со временем банки могут быть вынуждены сократить кредитование. Они предлагают регулятору поступить следующим образом: отказаться от отрицательных ставок, которые, по сути, являются налогом на прибыль банков, и предложить рынку новую порцию дешевого долгосрочного
фондирования с целью поддержать кредитование.
Дискуссии о том, как следует действовать ЕЦБ, звучат все громче в преддверии заседания регулятора 7 марта, когда чиновники должны оценить темпы экономического роста и решить, необходимы ли новые меры стимулирования. Центробанку необходимо найти решение, при котором выбор в пользу завершения программы выкупа активов в прошлом году не казался бы ошибочным. В этой ситуации нестандартные идеи могут оказаться весьма кстати.
Луи Харро, стратег Credit Agricole в Париже, прогнозирует, что ЕЦБ повысит ставку по депозитам до нуля с минус 0,4 процента в конце этого года, сопроводив это решение «очень четкими» сигналами о намерении сохранить стоимость заимствований без изменений в течение следующих 18 месяцев.
Повышение ставок ослабит давление на банки и, вероятно, поможет отрасли лучшим образом транслировать ультрамягкую денежно-кредитную политику реальному сектору экономики, отмечает
Харро. ЕЦБ просто может быть вынужден проявить большую изобретательность.
«Мы считаем, что такие креативные меры частично могут быть направлены на банковскую систему — они могли бы стимулироватьбанки идти на больший риск, — пишет стратег в обзоре от 25 февраля. — Для этих целей подойдут банки с более высокой рентабельностью».
По словам экономиста UniCredit SpA в Лондоне Эрика Нильсена, от отрицательных ставок особенно страдают более устойчивые банки, у которых пропадает стимул привлекать депозиты, в то время как кредитные организации должны наращивать буферный капитал, который может быть использован в условиях замедления экономики.