На фото: Премьер министр Индии Нарендра Моди и президент Ирана Хассан Рухани
В середине февраля прошлого года иранский президент Хассан Рухани посетил Индию, подписав со своим коллегой девять соглашений в знак укрепления связей между двумя странами. Индийский премьер-министр Нарендра Моди тогда подчеркнул, что визит иранского лидера в Индию после десятилетнего перерыва – большая честь для страны.
Несколько месяцев спустя теперь уже бывший постпред США при ООННикки Хейли настоятельно рекомендовала Индии пересмотреть свои отношения с Тегераном.
Стратегия Трампа
Решение Трампа отказаться от Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе от 2015 года (JCPOA) особенно больно ударило по индийско-иранским отношениям. Когда была сформулирована ядерная сделка, власти Индии считали ее лучшей за всю историю. После ее вступления в силу в 2016 году экспорт иранский нефти в Индию подскочил более чем на 110%.
Возможно, Вашингтон своими действиями хочет не только ограничить влияние своих конкурентов на Ближнем Востоке и в Азии, но и сдержать своих так называемых союзников. На сегодняшний день Индия является третьим по величине потребителем нефти в мире, а к 2040 году может занять первое место по этому показателю.
Внутренние резервы страны не в состоянии удовлетворить нужды стремительно растущей экономики, и Индия вынуждена импортировать 80% потребляемой нефти извне, особенно со стороны Ирана.
До того как Америка ввела санкционный режим в отношении Тегерана, Иран пребывал в статусе третьего по величине экспортера сырой нефти (сейчас он находится на шестом месте). Так что неудивительно, что представитель министерства иностранных дел Индии тогда ответил Штатамфразой о том, что у Никки Хейли «свой взгляд на ситуацию, а свою позицию по Ирану его страна четко обозначила». Он также предупредил, что Индия предпримет все необходимые шаги, включая сотрудничество с соответствующими акционерами, чтобы обеспечить себе энергетическую безопасность.
Больше не страшно
Похоже, дни, когда страны можно было заставить молчать, пуская в ход опасную внешнюю политику, действительно сочтены. И еслиВашингтон в этом сомневается, властям стоит ознакомиться с эксклюзивным материалом Reuters, согласно которому Индия начала платить за иранскую нефть в рупиях под предлогом шестимесячных послаблений, которые получили семь других стран, включая Китай. Согласно материалу, в предыдущем раунде американских санкций Индия проводила около половины расчетов в рупиях, а остальные – в евро. Однако на этот раз все платежи осуществляются только в индийской национальной валюте.
Более того, сообщается, что сделка объемом $1.5 млрд дает Ирану налоговые льготы в размере $637 млн. Тегеран в свою очередь будет использовать рупии для расчетов за импорт лекарственных препаратов и других товаров из Индии, инвестировать в ее бизнес и платить за иранские делегации и за студентов в Индии.
До заключения этого соглашения американские санкции продолжали ограничивать возможности Ирана в сфере свободной торговли с его партнерами. В Oilprice поясняют, что в декабре импорт иранской нефти в Индию обвалился на 41%, составив чуть больше 300 тыс. баррелей в день – как раз такой объем разрешен в рамках послаблений от Вашингтона.
Страховые компании все меньше склонны участвовать в транзакциях с участием Ирана из-за санкционных рисков. Однако, как говорится в другой статье Reuters, российские и китайские судоходные компании готовы прийти на помощь и облегчить торговлю между Индией и Ираном.
Дружба против Америки
Складывается ощущение, что если страны продолжат объединяться для обхода американских санкций, в какой-то момент это санкции станут совершенно неэффективными. Причем Вашингтон как будто сам подталкивает эти страны к сплочению.
Правда в том, что у Индии и Ирана слишком много общего, чтобы Индия стала полностью повиноваться агрессивной стратегии Вашингтона. Кроме того, Тегеран может дать Индии очень много из того, чего не может дать Америка, и это не только страховка и кредиты. Как отмечают в Diplomat, Индия и Иран разделяют интерес в борьбе с суннитским экстремизмом, особенно в Пакистане и Афганистане. И обе страны заинтересованы в шагах, которые позволили бы им опередить Китай в определенных аспектах.
Укрепление связей
В феврале прошлого года две страны заключили соглашение, включающее договор аренды между иранской Портовой и морской организацией и India Ports Global Limited, в рамках которого Индии разрешалось управлять развитием порта Чабахар в течение 18 месяцев.
Тогда две страны выпустили совместное заявление, назвав порт «золотыми воротами», которые помогут им получить доступ к рынкам Афганистана и Средней Азии. «Ворота» действительно оказались «золотыми» - Индия уже вложила свыше $500 млн, в проект, который в перспективе, похоже, станет многомиллиардным.
Цель данного проекта – укрепление связей в сфере «энергетики, безопасности, а также на региональном уровне для получения доступа в Афганистан в обход Пакистана. Порт Чабахар на юго-востоке Ирана находится примерно в 90 км к западу от пакистанского порта Гвадар, эпицентра масштабной китайской инфраструктурной программы в Пакистане. Там же, по слухам, КНР размещает военную базу.
Шкурный интерес
Другими словами, если Индию вынудят присоединиться к усилиям Америки, чтобы полностью изолировать Иран на мировой арене, то страна может лишиться большого куска пирога. И это не догадки. Иран уже вышел на диалог с Пакистаном и Китаем по вопросу участия в проекте Чабахар.
Кроме того, Индия нуждается в иранских портах для завершения создания так называемого международного транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC), который в идеале позволит соединить Индию с Персидским заливом, Центральной Азией, Россией и даже Европой и предположительно увеличит объем торговли страны с Центральной Азией с $1 млрд до $170 млрд.
У Поднебесной уже есть прямой канал с Центральной Азией (торговый объем уже составляет $30 млрд), так что Индия по умолчанию находится в менее выгодном положении. В 2000 году Индия, Иран и Россия подписали соглашение о создании транспортного коридора.
В сентябре прошлого года Индия, Иран и Афганистан провели трехстороннюю встречу, в ходе которой обсудили мирный процесс в Афганистане, совместную борьбу с терроризмом, а также развитие порта Чабахар. Примечательно, что Пакистан и Китай не участвовали в этой дискуссии. Не далее как на прошлой неделе Иран и Индия провели аналогичную встречу.
Сейчас Индия занимается разработкой двух газовых месторождений - Farzad-B в Тегеране и South Pars между Ираном и Катаром (крупнейшее газовое месторождение в мире). Довольно скоро Трамп начнет осознавать, насколько сложно изолировать эти страны друг от друга.
Чего хочет Трамп
Во внимание не принимается даже влияние санкций на простых людей, которых Соединенные Штаты считают своими союзниками. Большинство оценок предполагает, что отсутствие иранской нефти повлечет масштабный рост цен, и это отразится на простых гражданах Индии, которые наслаждались дешевой нефтью в рамках ядерной программы. Чего хочет Америка? Чтобы индийский народ возненавидел Иран или того, кто ввел санкции?
Также на стадии разработки находится преференциальное торговле соглашение между Ираном и Индией, которое вступит в силу в недалеком будущем. Две страны уже подписали соглашение на $2 млрд о сотрудничестве в железнодорожном секторе. В начале этого года Тегеран также анонсировал инвестиции в размере Rs 1,500 крор, направленные на расширение НПЗ под управлением Chennai Petroleum Corp в попытке ограничить эффект от санкций США и одновременно укрепить свои позиции в Индии.
Вы не увидите эту информацию в государственных СМИ, но буквально на прошлой неделе Индия тайком разрешила одному иранскому банку открыть филиал в Мумбаи.
Несмотря на давление со стороны Вашингтона, Индия по-прежнему дает понять, что будет соблюдать санкции и максимально пользоваться полученным послаблением.
Неясно, чего надеется достичь Америка при помощи такой стратегии. Да, санкции сильно ослабляют иранскую экономику и грозят девальвацией ее национальной валюты, но одновременно подталкивают страны к совместному объявлению бойкота доллару, причем даже со стороны более традиционных союзников Вашингтона. Если достаточное число стран откажется от использования американской валюты в рамках своих торговых отношений, доллар утратит былой статус международной валюты. На сегодняшний день Венесуэла, Катар, Китай, Россия, Индия и Иран (к примеру) рассматривают вариант использования альтернативных валют для сдерживания санкционного режима Штатов.
Автор статьи – политический обозреватель Дариус Шахтамасеби
По теме:
Америка боится, что Россия поможет Ирану обойти санкции
План Путина по дедолларизации понравится Европе