Вмешательство американского лидера в политику добычи черного золота усугубляет отношения между двумя историческими союзниками, несмотря на то, что администрация продолжает называть саудитов одним из ключевых партнеров в стремлении ограничить влияние Ирана на Ближнем Востоке.
Трампу не нужна дорогая нефть
Но Трамп, столкнувшись с давлением после поражения республиканцев на промежуточных выборах в палате представителей, преисполнен идеей ослабить угрозу для экономики, в том числе со стороны роста цен на газ. В серии своих твитов он винит в распродаже акций победу демократов и давит на ОПЕК, которая, по его мнению, должна сохранять добычу на текущих уровнях.
«Будем надеяться, что Саудовская Аравия и ОПЕК не будут сокращать производство нефти. Цены на нефть должны быть гораздо ниже, исходя из предложения!», — написал Трамп в своем твиттере.
Этот пост был опубликован буквально через несколько часов после того, как саудовский министр энергетики сообщил, что ОПЕК и ее союзники должны сократить добычу в половину от роста, зафиксированного ранее в этом году. После этих заявлений нефтяные фьючерсы подскочили на 2.4% в Лондоне и на 1.8% в Нью-Йорке.
Однако по итогам торгов понедельника нефть марки WTI подешевела на 0.4%, завершив день на отметке $59.93 и зафиксировав 11-дневную серию беспрерывного снижения.
Трамп играет на с огнем
Своими твитами Трамп испытывает терпение саудитов и в какой-то степени даже провоцирует их в особенно важный момент. Решение США возобновить санкции против Ирана грозит ростом цен, и администрация рассчитывала на королевство в обеспечении необходимого предложения для предотвращения скачка котировок.
Две страны также схлестнулись из-за инцидента с убийством журналиста Джамала Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле, в связи с которым администрация Трампа рассматривает введение санкций в отношении отдельных чиновников королевства. На минувших выходных Америка прекратила поддержку авиаударов саудовской коалиции по Йемену.
По словам Саудовской Аравии, это решение было принято в двухстороннем порядке, и королевство повысило свои возможности в области независимых операций в Йемене. А Трамп тем временем вряд ли станет вводить жесткие меры в связи с убийством журналиста, заявив ранее в этом месяце что не видит в этом инциденте «предательства» и подчеркнув стремление избежать последствий, которые могут навредить американской экономике.
Президент США вполне отдает себе отчет, что его жесткие заявления могут вызвать раздражение у саудитов. Он опубликовал свой твит буквально через несколько минут после того, как аналитик Fox Business Network Фил Флинн сообщил, что лидеры ОПЕК недовольны тем, что Трамп подталкивает их к увеличению добычи перед введением санкций против Ирана.
И изменение позиции администрации, которая ранее проявляла к Эр-Рияду благосклонность по ряду международных вопросов, может послужить тем самым раздражителем в отношениях, которые старательно выстраивал Трамп и его зять Джаред Кушнер.
В июне Саудовская Аравия убедила своих коллег смягчить условиях соглашения ОПЕК+ и перейти к увеличению добычи в ответ на падение предложения со стороны Венесуэлы и Ирана. Лидеры ОПЕК четко дали понять, что публикации Трампа в социальных сетях послужили триггером для изменения условий сделки и сдерживали рост цен перед промежуточными выборами и возобновлением санкций против Ирана.
Саудиты не сдаются
Вчера в Абу-Даби саудовский министр энергетики Халид аль-Фалих заявил, что странам нужно сократить добычу примерно на 1 млн баррелей в день от октябрьских уровней. Начиная со следующего месяца королевство будет снижать объем производства примерно на полмиллиона баррелей в день, добавил министр.
На сей раз Саудовская Аравия призывает своих союзников сконцентрироваться на рисках роста запасов и прогнозах существенного роста поставок со стороны других производителей, включая Штаты. Баркиндо разделяет эти опасения, заявив в понедельник о том, что баланс мирового рынка находится под угрозой со стороны профицита предложения и угасания спроса.
«Ситуация начинает выглядеть тревожно в том смысле, что возобновление роста поставок из стран не-ОПЕК, особенно со стороны США, оказывает сильное давление на это хрупкое равновесие», — сказал Баркиндо в Абу-Даби.
И это на руку демократам
Сокращение экспорта из Саудовской Аравии (и рост цен на нефть) действительно может вооружить демократов, которые уже давно выражали скептицизм в отношении политики ОПЕК.
Лидер меньшинства в сенате, нью-йоркский сенатор Чак Шумер ранее выступал в поддержку законодательного акта, который бы лишил нефтяной картель и национальные компании его стран-участниц «иммунитета» к привлечению к ответственности в рамках антитрестовского закона США. И не исключено, что более серьезные противоречия между администрацией Трампа и саудитами развяжут политикам руки в этой инициативе, которая провалилась ранее.
Причем в своих попытках надавить на саудитов Трамп может найти союзника в лице российского президента Путина. Россия настаивает на том, что переизбыток предложения нефти — явление кратковременное и выступает против сокращения добычи.
Лидеры США и России виделись в минувшее воскресенье в Париже, где, по словам пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, обсуждались вопросы, касающиеся Саудовской Аравии. В конце этого месяца два президента встретятся в рамках саммита «Большой двадцатки» в Аргентине.
По теме:
Сейчас нефть перепродана сильнее, чем при падении ниже $30 за баррель в 2016 г.