Политика Японии: ветер перемен, или просто горячий воздух в спину?
Фондовый рынок
Введение
Рыночные движения говорят о том, что инвесторы увидели фундаментальные перемены в японской политике. После долгих лет отставания индекс TOPIX, наконец-то, догнал восходящий тренд S&P500. Иена вырвалась их торгового диапазона, сформировавшегося в августе 2011 года. После неожиданного решения Банка Японии от 14 февраля и валюта, и фондовый индекс двигались решительно и быстро. Однако в решении Банка Японии интересно не само решение, а обстоятельства, в которых оно было принято. Центробанк испытывал на себе растущее политическое давление, в частности, в свете последних движений доллар/иены к области 76.00 в начале февраля (в последний раз, когда иена достигла этого уровня, Министерство Финансов провело масштабную интервенцию). Мониторинг цен со стороны японских властей на этих уровнях говорит о том, что они серьезно настроены защищать его. До февральского мониторинга цен правительство не было замечено в стремлении проводить четкую взаимосвязь между интервенцией и монетарной политикой. Однако сделанные в начале февраля заявления отличались своей необычностью. Более того, главная оппозиционная партия страны связала анти-дефляционную политику с любым повышением налога на потребление (такую задачу поставил перед собой японский Премьер Йосихико Нода), что создает правительству нужную мотивацию для усиления давления на Банк Японии. Кроме того, такое давление было аргументировано необходимостью назначить новых членов Совета по монетарной политике Центробанка, поскольку 4 апреля истекает срок полномочий двух монетарных политиков, входящих в его состав. Эти события позволили инвесторам прийти к выводу, что баланс интересов в японской политике сместился в сторону борьбы с дефляцией. Однако пока такое восприятие политического баланса остается лишь на уровне гипотезы. Фондовые рынки и иена могут растерять свои достижения, если в ближайшее время не появятся доказательства, подтверждающие эту гипотезу. Неужели в японской политике подул ветер перемен?
Приближаются выборы, но партии не готовы к борьбе
Первые признаки таких перемен появились на фоне разговоров о предстоящих выборах. Срок полномочий нынешней нижней палаты парламента истекает только в августе 2013 года, но ходят слухи, что выборы состоятся уже в конце апреля. Ряд политических событий усилил напряженность внутри правящей Демократической партии Японии. Некоторые фракции партии абсолютно не согласны с настойчивым стремлением Премьер министра Ноды повысить налог на потребление и грозят выйти из состава партии. Если более 40 членов из 291 присутствующих в парламенте покинут ее ряды, партия потеряет большинство, а вместе с ним и право на вотум недоверия. Еще один фактор - политическая тактика главной оппозиционной партии - либерал-демократов. Либерал-демократическая партия надеется спровоцировать досрочные выборы, чтобы вернуть себе большинство голосов, утраченное в августе 2009 года (тогда из 300 мест в парламенте у нее осталось лишь 120). Кроме того, не исключено, что одна из региональных партий во главе с пользующимся популярностью мэром Осаки, усилит свое влияние. Если это произойдет, основные партии будут вынуждены срочно предпринимать меры, прежде чем новички организуют масштабную предвыборную кампанию.
Разные восприятия людей и партий
Еще один признак того, что политический ветер переменился - это зияющая пропасть между прогнозами по итогам выборов среди политиков и тем, что об этом думают японцы. Обе крупные партии полагают, что покажут неплохой результат на общих выборах, но опросы общественного мнения говорят об обратном. Например, в январе правящую Демократическую партию Японии поддерживало всего 20.6% населения. Более того, снижение популярности Демократической партии не прибавило привлекательности либерал-демократам. Напротив, они также потеряли часть голосов. Теперь их поддерживает 20.3% избирателей. Тех, кто не поддерживает ни одну из партий 42.2% - это максимум с осени прошлого года, когда Нода занял пост Премьер министра. В этом контексте, результаты досрочных выборах крайне непредсказуемы. Большинство политических комментаторов уверены, что демократы потеряют большинство голосов, но их основные соперники от этот не выиграют. Эти прогнозы подтверждаются результатам неофициальных опросов, проведенных в Осаке в конце февраля. Автор данной статьи попросил 400 инвесторов ответить на два вопроса: 1) Получит ли Демократическая партия Японии более 200 голосов в парламенте на предстоящих общих выборах? 2) Получит ли Либерал-демократическая партия более 200 голосов в парламенте на предстоящих общих выборах?. Более 90% респондентов ответили «нет» на оба вопроса - не колеблясь.
Политическая арифметика подвешенного парламента
Если позиция политических комментаторов или инвесторов в Осаке отражает реальность на национальном уровне, то существует высокая вероятность того, что ближайшие общие выборы приведут к возникновению так называемого «подвешенного парламента», то есть парламента, где может быть сформировано только правительство меньшинства. Если обе партии наберут менее 200 мест (скажем, каждая по 190 мест), то оставшиеся 100 или около того мест будут поделены между большим количеством мелких партий. Партия Новая Комейто может увеличить число свои мест, но не намного. Среди других небольших партий также можно выделить «Твою партию» и две потенциальные новые партии: одна образована бывшим лидером Демократов Ичиро Озава, а вторая - мэром Осаки Тору Хасимото. Представим, какие коалиции можно из этого собрать. Можно ли организовать коалицию, заслуживающую доверия с политической и философской точек зрения с совокупностью голосов более 241? Крайне маловероятно, что побежденная Демократическая партия Японии повернется, чтобы вступить в коалицию с новой партией Озавы; да и Либерал-демократическая партия его не жалует, особенно с учетом его политической карьеры и низкой популярности в народе. Более того, новая партия Озавы должна будет набрать более 50 мест для того, чтобы участвовать в коалиции, что маловероятно, если вообще возможно.
А если новая партия Хасимоты и Твоя партия наберут вместе 51 место или более? Тогда эти две партии могут организовать коалицию с демократами или либерал-демократами. Однако у них есть ряд политических противоречий. Обе мелкие партии предпочитают гораздо более агрессивный подход к сокращению правительства, чем любая из ведущих партий, поэтому им будет сложно договориться. В плане внешней политики они также хотели бы, чтобы Япония действовала активнее на международной арене. И, наконец, их связь с нынешними гигантами может повредить им в будущем, особенно, если в этот раз избиратели откажут им в своем добром расположении. Но есть и еще одна возможность, если новая партия Хасимото или Твоя партия объединяться с Комейто и одной из крупных партий. Но тут мы тоже имеем дело с разницей во взглядах и философиях, о которой мы уже упоминали выше, не говоря уже о пятне на репутации новой партии, решившейся на такую сделку.
И, наконец, большая коалиция между демократами и либерал-демократами. Несмотря на разный подход ко внешней и внутренней политике, такая коалиция имеет право на существование. В конце концов, история знает подобные альянсы: например, правительство Мураямы в 1994-1995 годах было как раз таким, когда два заклятых врага, Либерал-демократическая партия и Социалистическая партия увидели для себя возможность избежать полной смены политического климата в стране. Ни о каком единении в таком правительстве речи, конечно, не идет. Возможно, оно будет принимать важные законы, например, по бюджету. Однако ключевые проблемы, такие как налоговая реформа, останутся нерешенными, потому что коалиция не сможет договориться. На самом деле, обе крупные партии могут сами подвергнуться дроблению из-за политических разногласий, что приведет к возникновению новой структуры политических партий в стране. В этом случае, буквально через несколько месяцев, потребуются еще одни выборы, чтобы получить общественный мандат.
Политический метаболизм и рынки: движение не побеждает движение
Такие потенциальные встряски совсем не вдохновляют инвесторов, купивши акции японских компаний, или открывших короткие позиции по иене, в надежде на предстоящие политические изменения. Однако же, факторы, которые могут спровоцировать досрочные выборы и недолговечный подвешенный парламент, в то же время являются основой для крупных изменений в экономической политике Японии. В глобальном контексте, экономические реалии, в частности, влияние сильной иены на уровень занятости и деловые инвестиции, спровоцировали глубокий кризис среди населения и в политических кругах. Таким образом, обе крупные партии ищут способы изменения экономических последствий. Более того, к ним пришло понимание, что если политику расходов, налогов, денежной массы оставить прежней и не проводить никаких структурных реформ, то и последствия останутся прежними - включая потерю поддержки среди электората.
Кроме того, последние два года принесли множество межпартийных контактов, например, образование Антидефляционной лиги, группы из 200 членов парламента, в которую вошли представители обеих крупных партий и некоторые члены мелких партий. Аналогичные группы сформировались и по таким вопросам, как противодействие повышению налога на потребление и реорганизации генерирующей промышленности после трагедии на Фукусиме. В эти кросс-партийные группы часто входят одни и те же члены. Благодаря таким личным контактам внутри парламента, создать новую партию, когда придет время, будет не так уж и сложно. Инвесторам хорошо известны все эти политические события. Таким образом, никто не верит в радикальные политические перемены, хотя вероятность того, что они все-таки произойдут, растет с каждым днем. Это вынуждает инвесторов переоценивать активы с учетом изменившегося баланса рисков и политик. Предстоящие события определят развитие баланса рисков.
Роберт Алан Фельдман
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Morgan Stanley Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
06.03.12 18:27 | Нефть WTI несет потери | 07.03.12 11:35 | Morgan Stanley рекомендует сохранять лонги по золоту |
- Новости рынка
-